Определение слова «ваджра»

Большой энциклопедический словарь:

ВАДЖРА — в ведийской, индуистской и буддийской мифологии священное оружие, палица, скипетр. Принадлежит Индре, а также персонажам высшей иерархии в буддизме.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

В ведийской и индуистской мифологии — оружие (дубина, палица, "перун") громовержца Индры в его борьбе с асурами. В. описывается обычно как бронзовая ("аяса"), но иногда называется и золотой или сближается со "скалой", "камнем".
Согласно эпич. мифу, божественный ремесленник Тваштар изготовил В. для Индры из костей мудреца Дадхичи. В. могла представляться в Ведах в виде диска ("чакра "; отсюда, по-видимому, мифологич. связь с солнцем), но также описывалась как четырехугольная или многогранная; иконография, стабильно представляющая В. в виде симметрич. двустороннего скипетра, считается поздней, но удивляет своей близостью к изображениям "перунов" греческого Зевса. В Ведах В. иногда называют острой, но основное ее кач-во, обыгрываемое эпосом в бесчисл. сравнениях, — сокрушительная мощь удара. Позднее на первый план выдвигается ее прочность, неуничтожимость (отсюда в класс. санскрите В. — алмаз). Заняв со временем место центрального понятия в тантрич. ветви (ваджраяна) северного буддизма, В. (тиб. "дордже") несет эту характеристику прочности, но сохраняет и древнее, восходящее к мифологии Индры значение символа магич. власти над миром.
Я. Васильков

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. vjra)
1) в ведийской и индуистской мифологии дубина, палица (грома), оружие Индры (реже — Рудры, Марутов. Манью). Ср. эпитеты Индры: Ваджрин, Ваджрабхрит («носящий В.») и т. п. В. была выкована для Индры Тваштаром; по «Ригведе» (I 121, 12; V 34, 2), это сделал певец Ушана. В. лежала в океане, в водах, ее место — ниже солнца (в руках Индры В. как солнце в небе). Она — медная, золотая, железная, как из камня или из скалы; отмечается, что у В. четыре или сто углов, тысяча зубцов; иногда она в виде диска, позже — крестообразна. В «Махабхарате» сообщается, что В. сделана из скелета мудреца-отшельника Дадхичи (см. ДАДХЬЯНЧ). В. выступает и как символ плодородия; не исключена ее связь с дождем. Есть мнение, что В. некогда была образом бычьего фаллоса. в. т.
2) В буддийской мифологии В. (санскр. vajra, «алмаз», «молния») — символ прочности и неуничтожимости. Занимает центральное место в символике ваджраяны (название этого течения в буддизме — от В.), где В. изображают как особым образом оформленный скипетр. В. — атрибут многих будд, бодхисатв и идамов, обычно наряду с колокольчиком, рукоятка которого напоминает конец В. В ваджраяне В. символизирует мужское начало, путь, искусные средства, сострадание, т. е. активность; колокольчик символизирует женское начало (праджня), плод, мудрость, т. е. пассивность. В Тибете В. известна под названием «дордже».Лит.: Blofeld J., The way of power, L., 1970; Lauf D. I., Tibetan sacred art, Berk.-L., 1976.
Л. М.

Краткий религиозный словарь:

(алмаз), в буддизме — символ прочности и неуничтожимости

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

палица
символ

Теософский словарь:

(Санскр.) Букв., "алмазная палица" или скипетр. В индусских сочинениях — скипетр Индры, сходный с молниями Зевса, которым это божество, бог грома, поражает своих врагов. Но в мистическом Буддизме это магический скипетр Жрецов-Посвященных, заклинателей духов и адептов — символ обладания Сиддхами или сверхчеловеческими силами; этот скипетр во время определенных церемоний находился в руке жрецов и теургов. Это также символ власти Будды над злыми духами или элементалами. Обладателя этого

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru