Определение слова «Томпсон В.»

Музыкальная энциклопедия:

(Thomson) Вёрджил (р. 25 XI 1896, Канзас-Сити, штат Миссури) — амер. композитор и муз. критик. Изучал композицию под рук. Э. В. Хилла (1919-22) в Гарвардском ун-те и у Р. Скалеро в школе музыки Д. Маннеса (1923) в Нью-Йорке, у Н. Буланже (1921) в Париже. Был ассистентом в классе композиции Дейвисона в Гарвардском ун-те (1920-25), церк. органистом и хормейстером в бостонской Корол. капелле (1922-23). Жил в Париже (1925-40), где общался с композиторами "Шестёрки", с молодыми франц. поэтами и художниками; особое внимание на формирование эстетич. принципов Т. оказал Э. Сати. В Париже были написаны и исполнены первые произв. Т., в т. ч. на слова и на либретто амер. писательницы Г. Стайн (пьеса для 4 муж. голосов и фп. "Капитал, капиталы", — "Capital, Capitals", 1927; опера "Четверо святых в трёх действиях", 1928). С нач. 30-х гг. был связан с т-рами в Хартфорде (Коннектикут) и Нью-Йорке, по заказам к-рых написал ряд произв., в т. ч. музыку к пьесам У. Шекспира, а также к трагедиям Софокла и Еврипида. Совм. с А. Коплендом, Р. Сешнсом и Р. Харрисом пропагандировал новейшие симф. произв. амер. композиторов, в качестве дирижёра включал их в программы своих выступлений с парижским, лондонским, бостонским, филадельфийским, нью-йоркским и др. крупнейшими оркестрами. В 1940-54 руководил муз. отделом газ. "New York Gerald Tribune", в к-рой публиковал обзоры муз. жизни; в ряде статей отстаивает права композиторов в США и др. странах. Ранние произв. Т. написаны в стиле, к-рый он определил как "необарокко"; в них претворены традиции старинной амер. музыки — пуританского хорала и гимна, а также негр. танц. муз. иск-ва (опера "Четверо святых в трёх действиях"; "Sonata da chiesa" для кларнета, трубы, альта, англ. рожка и тромбона в 3 частях — хорал, танго, фуга; Симфония на тему Гимна, 1928). В 40-50-х гг. создавал произв. в жанрах т. н. муз. портретов и ландшафтов для фп. и др. инструментов — муз. картины-воспоминания (ок. 100), в т. ч. о Париже (12 портретов франц. друзей и 3 ландшафта; изданы в неск. сборниках).
Сочинения: оперы — Четверо святых в 3 действиях (Four Saints in three acts, 1928; 1934, Хартфорд), Мать всех нас (The Mother of us all, 1947, Нью-Йорк), Лорд Байрон (Lord Byron, 1968; 1972, Нью-Йорк); балет Бензоколонка (Filling station, 1938, Хартфорд, Коннектикут; на его основе орк. сюита, 1937); для орк. — Симфония на тему Гимна (Symphony on a Hymn tune, 1928), симфония (1931), 5 сюит, в т. ч. В честь Старой Англии (Suite in homage to an Earlier England, 1966), пьесы — 5 портретов (1937-44), ландшафты: Сена ночью (The Seine at night, 1947), Пшеничное поле в полночь (Wheatfield at noon, 1948), Морская пьеса с птицами (Sea piece with birds, 1952), 2 сентиментальных танго (Sentimental tangos, 1923), каноны для Дороти Томсон (1942), Торжественная музыка и фуга (Fugue to follow A Solemn music, 1962) и др.; для инструмента с орк. — концерты для влч. (1949), флейты, струнных и ударных (1954), концерт-вальс для трубы и дух. орк. (1949); камерно-инстр. ансамбли — пьесы для скр. с фп., в т. ч. портреты, струн. квартеты (1931, 1932), 5 портретов для 4 кларнетов (1929); для голоса с орк. — поэма Праздник любви (The Feast of love, с камерным орк., 1964), 5 песен на сл. У. Блейка (1952); Stabat Mater (на франц. текст) для сопрано и струн. квартета (1931); 7 хоров a cappella (из "Медеи" Еврипида, 1934); церк. соч. — Dе profundis (для хора, 1920, 2-я ред. 1951), месса (для унисона голосов или солиста, 1960), Missa pro defunctis (для хора и орк.), две Missa brevis (для муж. хора, 1924; жен. хора, 1934) и др.; хоры на стихи У. Уитмена (1961); для фп. — ок. 50 портретов (в т. ч. 40 — в 5 тетрадях, 1929-45), этюды (2 сб-ка, 1943-1944 и 1940-51); пьесы для органа; 8 портретов для скр. соло (1928-40); соната для флейты соло (1943); этюды для аккордеона Жалобы (Lamentations, 1959), музыка к спектаклям драм. т-ра и многочисл. кинофильмам (на основе музыки к нек-рым из них созданы орк. пьесы).
Литературные сочинения: The state of music, N. Y., 1939, 1962; The musical scene, N. Y., 1945, 1968; The art of judging music, N. Y., 1948, 1969; Music, right and left, N. Y., 1951; Virgil Thomson (autobiography), N. Y., 1966, L., 1967; Music reviewed, 1940- 1954, N. Y., 1967; American music since 1910, N. Y., 1971.
Литература: Конен В., Пути американской музыки, М., 1961, 1977, с. 358-61; Шнеерсон Г., Портреты американских композиторов, М., 1977, с. 5, 6; Copland A., V. Thomson, в его кн.: Our new music, N. Y.,1941; Glanville-Hicks P.; Virgil Thomson, "MQ", 1949, v. 35, No 2; V. Thomson, в кн.: Composers of the Americas, v. 3, Wash., 1957, 1960; Chamfray C., Portrait of Virgil Thomson, в кн.: Le guide du concert et du disque, 1958, v. 3, p. 59-61; Hoover К. О., Сage J., Virgil Thomson, N. Y., 1959, 1970; Hitchcock H. W., V. Thomson, в кн.: Music in the United States: a historical introduction, Englewood Cliffs (Prentice-Hall), 1974, p. 203-11.
С. Ю. Сигида.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru