Определение слова «Tempo rubato»

Музыкальная энциклопедия:

(тeмпо рубaто, итал., букв. — украденный темп) — свободное в ритмич. отношении муз. исполнение, ради эмоциональной выразительности отклоняющееся от равномерного темпа. Термин возник в вок. музыке эпохи барокко (Тоsi Р. F., Opinioni de cantori antichi e moderni о siene osservazioni sopra il canto figurato, Bologna, 1723, рус. пер. в кн.: Мазурин К., "Методология пения", ч. 1, М., 1902) и первоначально означал свободу отклонении главного мелодич. голоса от исполняющегося в неизменном темпе аккомпанемента. О применении такого Т. r. в инстр. музыке писал в своей скр. школе Л. Моцарт. В клавирной музыке 18 в. — у К. Ф. Э. Баха ("Опыт правильного способа игры на клавире", ч. 1, гл. 3), В. А. Моцарта и др. Т. r. выражалось в нарушениях синхронности игры обеих рук. В 19 в. такое понимание Т. r. сохраняется у Ф. Шопена, называвшего левую руку капельмейстером, соблюдающим ровный темп, от к-рого правая рука свободно отступает (в этом отличие Т. r. от обычных accelerando, rallentando н т. п.). Представление об этой манере исполнения могут дать нек-рые примеры "выписанного" rubato, где мелодия сдвинута по отношению к сопровождению, напр. в Фантазии f-moll Шопена (см. Синкопа). Ф. Лист сравнивал Т. r. Шопена с ветром, к-рый колышет листья и ветви, оставляя неподвижным ствол дерева. Однако в эту эпоху такое Т. r. выходит из употребления; rubato становится обозначением отклонений от строгого темпа, охватывающих всю муз. ткань.
Литература: Мильштейн Я., Советы Шопена пианистам, М., 1967; Вadura-Skоda E. und Р., Mozart-Interpretation..., Lpz., 1957 (рус. пер. — Бадура-Скода Е. и П., Интерпретация Моцарта, М., 1972, с. 52-56).
М. Г. Харлап.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru