Определение слова «ТАЙ ЦЗИ»

Новая философская энциклопедия:

ТАЙ ЦЗИ (кит. – Великий предел) – категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории «у цзи» – «Отсутствие предела», «Беспредельное» или «Предел отсутствия/небытия». Общий для обоих антонимов иероглиф «цзи» несет понятие предела (высшей и главной позиции или степени), охватывающее два смысла: «край» («оконечность», «полюс», «конец крыши») и «центр». Термин «тай цзи» впервые встречается в «Чжоу и»(«Си цы чжуань»), где сказано, что изначальные и универсальные «перемены имеют тай цзи», из которого путем последовательного удвоения рождаются сначала «два образца» – инь ян [ИНЬ ЯН], а затем все сущее. Древнейшая комментаторская традиция трактует тай цзи как синоним тай чу («Великого начала»), тай и («Великого единого») и дао [ДАО], т.е. обозначение исходно-целостного, хаотически-недифференцированного состояния мирообразующей «пневмы» (ци), и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его причину. Ян Сюн (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.), чтобы подчеркнуть безмерность и непостижимость истоков бытия, заменил тай цзи альтернативным понятием «тай сюань» («Великая тайна»), которому посвятил специальное сочинение – «Тай сюань цзин» («Канон Великой тайны»). Мыслителями философского течения сюань сюэ [СЮАНЬ СЮЭ], в т.ч. Ван Би [ВАН БИ], тай цзи отождествлялся с «отсутствием/небытием» (см. Ю–у). Кун Инда (8 в.) в противоположность Ван Би и его единомышленникам объяснил суть тай цзи с помощью понятия «юань ци»– «изначальная пневма». В основополагающем для неоконфуцианства лапидарном трактате «Тай цзи ту шо» («Изъяснение плана Великого предела») Чжоу Дуньи [ЧЖОУ ДУНЬИ]сопряг тай цзи с понятием «у цзи», восходящим к «Дао дэ цзину», где оно означает неисчерпаемую первозданность или «Предел отсутствия/небытия». Описав космогенез как следствие движения самого тай цзи, Чжоу Дуньи фактически положил начало трактовке последнего китайской традиционной наукой как некой программы мировых трансформаций. Лу Цзююань [ЛУ ЦЗЮЮАНЬ]истолковал сопряжение у цзи и тай цзи как отношение соответственно первичного и вторичного, а Чжу Си [ЧЖУ СИ] – как сущностное тождество. По Чжу Си, тай цзи есть совокупность всех «принципов» (ли), единая и одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны на всякой водной поверхности. В 20 в. Сунь Ятсен [СУНЬ ЯТСЕН]использовал термин «тай цзи» для передачи западного понятия «эфир» (итай [ИТАЙ]). Существует предположение, что известное ныне графическое изображение тай цзи в виде т.н. монады, т.е. темного и светлого зародышей (или «рыбок»), соединенных в круге и символизирующих силы инь ян, получило распространение в 7–8 вв. под влиянием буддийских мандал. Схемология тай цзи обрела развернутое оформление у Чжоу Дуньи и впоследствии играла важную роль в традиционной науке.
Литература:
1. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994;
2. Чжан Дайнянь. Чжунго чжэсюэ даган (Основоположения китайской философии). Пекин, 1982, с. 25, 38;
3. Ли Дэюн. Ван Фучжи лунь тай цзи (Ван Фучжи о тай цзи). – «Ухань дасюэ сюэбао (Шэхуэй кэсюэ бань)», 1982, № 6;
4. Чжэн Ваньгэн. Тай цзи. – «Чжунго чжэсюэ яньцзю», 1986, № 3;
5. Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987, с. 39–57.
А.И.Кобзев

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru