Определение слова «Станчинский А. В.»

Музыкальная энциклопедия:

Алексей Владимирович (9(21) III 1888, посёлок Оболсуново Шуйского у. ской губ. — начало октября 1914, близ дер. Логачёво Ельнинского у. Смоленской губ.) — рус. композитор и пианист. Уже в раннем детстве проявилась муз. одарённость С. Посещая в ученич. годы Москву, брал уроки теории музыки у А. Т. Гречанинова, затем у С. И. Танеева и Н. С. Жиляева, игры на фп. — у И. А. Левина и К. Р. Эйгеса. В 1909 поступил в Моск. консерваторию в класс фп. К. Н. Игумнова, продолжал изучать муз.-теоретич. предметы под рук. Танеева и Жиляева, высоко ценивших дарование С. В 1907-10 создал первые произв. для фп. (ноктюрн, этюды, прелюдии, канон и фугу), а также фп. трио и вок. цикл из 10 песен на сл. Р. Бёрнса (для конкурса "Дома песни"). Осн. произв. написаны в 1911-14, в т.ч. 3 сонаты, 12 эскизов, прелюдии в канонич. форме для фп. Выделяется соната F-dur, привлёкшая внимание моск. критики. Композиторское наследие, свидетельствующее о самобытном таланте, оказалось забытым. Преодолев ранние влияния А. Н. Скрябина, испытав воздействие Э. Грига и Н. К. Метнера, С. создал собств. индивидуальный стиль, в к-ром прослеживаются историч. связи с русской муз. классикой — от М. И. Глинки до М. П. Мусоргского. Музыка С. объединяет интеллектуально-философское начало с эмоционально-образной стихией, богатством и разнообразием настроений. Обладая большой фантазией и изобретательностью, он добивался стройности произв., отточенности формы. По складу дарования С. отчасти близок молодому С. С. Прокофьеву. Характерные для музыки С. диатоника, свежесть мелодич. и гармонич. языка сочетаются с разнообразными сложными контрапунктич. построениями (техника, выработанная в школе Танеева). При жизни композитора опубликованы изд-вом П. И. Юргенсона лишь "12 эскизов" для фп. ор. 1. Остались неосуществлёнными мн. творч. замыслы С., в т.ч. задуманные балет и опера на сюжеты народных сказок. В 1926-28 Музгиз издал 3 сонаты, прелюдии, фуги, этюды, Allegro и др. соч. С. В 1960 изданы "Сочинения для фортепиано", в 1966 — струн. трио.
Литература: А. В. Станчинский. Некролог, "РМГ", 1914, No 44, стлб. 785; Кузнецов К. A., Из архива С. И. Танеева, в сб.: С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни, М., 1925, с. 81-84; Александров А. Н., А. В. Станчинский (1888-1914), "Современная музыка", 1927, No23; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Русская музыка от начала XIX столетия, М. -Д., 1930, под назв.; Русская музыка. XIX и начало XX века, Л., 1968, 1979; Скребков С., (Заметка о Станчинском), в кн.: Гарбузов H. A., Теория многоосновности ладов и созвучий, ч. 2, М., 1932, с. 125-29.
И. М. Ямпольский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru