Определение слова «Спонтини Г.»

Музыкальная энциклопедия:

(Spontini) Гаспape Луиджи Пасифико (14 XI 1774, Майолати-Спонтини, пров. Анкона — 24 I 1851, там же) — итал. композитор. Чл. Прусской (1833) и Парижской (1839) академий иск-в. Происходил из крестьян. Первоначальное муз. образование получил в Ези, занимался у органистов Дж. Менгини и В. Чуффалотти. Учился в консерватории "Пиета деи Туркини" в Неаполе у Н. Сала и Дж. Тритто; позднее нек-рое время брал уроки у Н. Пиччинни. Дебютировал в 1796 комич. оперой "Капризы женщины" ("Li puntigli delle donne", т-р "Паллакорда", Рим). Создал множество опер (буффа и сериа) для Рима, Неаполя, Флоренции, Венеции. Руководя капеллой неаполитанского двора, в 1798-99 находился в Палермо. В связи с постановкой своих опер посещал и др. города Италии. В 1803-20 жил в Париже. С 1805 был "домашним композитором императрицы", с 1810 директором "Театра императрицы", позже — придв. композитором Людовика XVIII (награждён орденом Почётного легиона). В Париже им созданы и поставлены мн. оперы, в т.ч. "Весталка" (1805; пр. "Лучшая опера десятилетия", 1810), в к-рых нашли выражение тенденции стиля "ампир" на оперной сцене. Эффектные, патетико-героические, изобилующие торжеств. маршами оперы С. соответствовали духу франц. империи. С 1820 придв. композитор и генерал-музик-директор в Берлине, где поставил ряд новых опер.
В 1842 из-за конфликта с оперной публикой (С. не понял нового нац. направления в нем. опере, представленного творчеством К. М. Вебера) С. уехал в Париж. В конце жизни возвратился на родину. Сочинения С., созданные после пребывания в Париже, свидетельствовали об известном ослаблении его творч. мысли: он повторялся, не находил оригинальных концепций. Историч. ценность имеет прежде всего опера "Beсталка", проложившая путь франц. большой опере 19 в. С. оказал заметное влияние на творчество Дж. Мейербера.
Сочинения: оперы (сохранилось ок. 20 партитур), в т.ч. Узнанный Тесей (Teseo riconosiuto, 1898, Флоренция), Юлия, или Цветочный горшок (Julie, ou Le pot de fleurs, 1805, т-р "Опера комик", Париж), Весталка (La Vestale, 1805, пост. 1807, "Имп. академия музыки", Берлин), Фернанд Кортес, или Завоевание Мексики (Fernand Cortez, ou La conquиte du Mexique, 1809, там же; 2-я ред. 1817), Олимпия (1819, Придв. оперный т-р, Берлин; 2-я ред. 1821, там же), Альцидор (1825, там же), Агнесса фон Гогенштауфен (1829, там же); кантаты, мессы и др.
Литература: Серов А. Н., Спонтини и его музыка, "Пантеон", 1852, т. 1, кн. 1, с. 1-42, то же, в его кн.: Критические статьи, т. 1, СПБ, 1892; Wagner R., Erinnerungen an Spontmi, в его кн.: Gesammelte Schriften, Bd 5, Lpz., 1872; Jensen W., Spontmi als Opernkomponist, В., 1920 (Diss.); Bouvet Сh., Spontini, R., (1930); Atti del primo congresso internazionale di studi Spontiniani, Fabriana, 1954; Belardinelli A., Documenti Spontiniani inediti..., v. 1-2, Firenze, 1955; Sсhlitzer F., Circostanze della vita di Gaspare Spontini, Siena, 1958; Libby D. A., G. Spontini and his French and German Operas, N. Y., 1969 (Diss.).
T. H. Соловьева.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru