Определение слова «Славина М. А.»

Музыкальная энциклопедия:

(по мужу — Mедем) Мария Александровна (5 (17) VI 1858, Петербург — 1951, Париж?) — рус. певица (меццо-сопрано). С 9 лет училась в Театр. уч-ще в Петербурге, сначала на балетном отделении, затем на драматическом, позже на вокальном у Гаммьери. Окончив в 1877 училище, занималась (до 1879) в консерватории по классу пения у Н. А. Ирецкой и К. Эверарди. В 1877-1917 солистка Мариинского т-ра (дебютировала в партии Амнерис).
С. обладала высоким меццо-сопрано большой силы, обширного диапазона, красивого густого бархатистого тембра. Её сценич. успехам способствовали безупречная дикция, богатая мимика, одухотворённость исполнения, яркое дарование драм. актрисы. В богатом репертуаре С. было св. 50 партий. Первая исполнительница на рус. сцене партии Кармен (1885). Вершина творчества С. — партия Графини (1890, первая исполнительница). Одинаково удавались ей как образы властных, сильных, героич. натур — Любаша ("Царская невеста"), Далила, Амнерис; Ортруда ("Лоэнгрин"), Фрика ("Золото Рейна" и "Валькирия"), Вальтраута ("Гибель богов"), так и нежных лирических (Ратмир и Кончаковна были в числе её лучших партий); выступала и в комич. партиях, исполненных тонкого юмора, — Ха-физа ("Фераморс" А. Рубинштейна), мистрисс Квикли ("Фальстаф"). С. талантливо исполняла также партии travesti — Лель; Зибель ("Фауст"), Стефано ("Ромео и Джульетта" Гуно), Изяслав ("Рогнеда") и др. Среди др. партий: Рогнеда, Ганна; Нежата ("Садко"), Любовь ("Мазепа"), Морозова ("Опричник" Чайковского), Клитемнестра ("Орестея" Танеева). В 1919-20 профессор Петрогр. консерватории. Среди её учениц — С. В. Акимова (брала уроки пения у С. в 1910-11). В 1920-х гг. С. уехала за границу.
Литература: Очерк деятельности М. А. Славиной на сцене Мариинского театра, "Театр и искусство", 1898, No 2; Финдейзен Н., Мария Александровна Славина, "РМГ", 1898, No 1; Мария Александровна Славина..., в кн.: Ежегодник имп. театров, сезон 1902-03, прил. 3; 25-летие артистической деятельности М. А. Славиной, "РМГ", 1903, No 6; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера. 1890-1910, Л.-М., 1940, с. 60-69; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века 1873-1889), Л., 1973; его жe, Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин (1890-1904), Л., 1974; Акимова С., Воспоминания певицы, Л., 1978, с. 26-29, 48, 50.
А. П. Григорьева.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru