Определение слова «Штумпф К.»

Музыкальная энциклопедия:

(Stumpf) Карл (21 IV 1848, Визентейд — 25 XII 1936, Берлин) — нем. философ, психолог и музыковед. Чл. Прусской АН (1893). Изучал философию в Вюрцбургском, психологию и естеств. науки в Гёттингенском ун-тах (1865-70). Самостоятельно обучался гармонии, композиции и игре на неск. муз. инструментах. Профессор ун-тов Вюрцбурга (1873-1878), Праги (1879-83), Галле (1884-88), Мюнхена (1889-92), Берлина (1894-1921). В 1893 основал Берлинский ин-т психологии, в 1900 совм. со своими учениками и последователями О. Абрахамом и Э. М. Хорнбостелем создал Берлинский фонограмархив (на основе большого количества собранных записей) и присоединил его к Ин-ту психологии. Издавал журн. "Beitrдge zur Akustik und Musikwissenschaft" (1898-1924) и "Sammelbдnde fьr vergleichende Musikwissenschaft" (совм. с Хорнбостелем, с 1922). Ш. — создатель берлинской школы сравнит. музыкознания. Ему принадлежат труды по логике и теории познания, по эмпирико-психологич. исследованию муз. феноменов, а также по вопросам психологии восприятия звука. Со 2-й пол. 1880-х гг. занимался исследованием музыки разл. стран и народов (работа о муз. традициях индейцев беллакула, 1886; о монгольской, 1887, и сиамской, 1901, музыке); записывал фольклор разл. народов. Среди его учеников — К. Закс, Р. Лахман, X. Вартхаймер.
Сочинения: Tonpsychologie, Bd 1-2, Lpz., 1883-90; Lieder der Bellakula-Indianer, "Vierteljahrschrift fьr Musikwissenschaft", 1886, Jahrg. 2; Ьber Tonpsychologie in England, там же; Mongolische Gesдnge, 1887, Jahrg. 3, то же, в сб.: "Sammelbдnde fьr vergleichende Musikwissenschaft", Bd 1, 1922; Ьber Vergleichungen von Tondistanzen, "Zeitschrift fьr Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane", 1890, No 1; Phonographierte Indianermelodien, "Vierteljahrschrift fьr Musikwissenschaft", 1892, Jahrg. 18, то же, в сб.: "Sammelbдnde fьr vergleichende Musikwissenschaft", Bd 1, 1922; Geschichte des Konsonanzbegriffes, Mьnch., 1897; Tonsystem und Musik der Siamesen, "Beitrдge zur Akustik und Musikwissenschaft", 1901, fasc. 3, то же, в сб.: "Sammelbдnde fьr vergleichende Musikwissenschaft", Bd 1, 1922; Das Berliner Phonogrammarсhiv, "Internationaler Wochenschrift", 1909; Ьber die Bedeutung ethnologischer Untersuchungen fьr die Psychologie und Aesthetik der Tonkunst (совм. с Хорнбостелем), в сб.: "Beitrдge zur Akustik und Musikwissenschaft", 1911, H. 6; Die Anfдnge der Musik, Lpz., 1911; Singen und Sprechen, "Zeitschrift fьr Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane", 1923, XCVI; Die Sprachlaute. Experi-mentellphonetische Untersuchungen nebst einem Anhang ьber Instrumentalklдnge, В., 1926.
Литература: Schumann E., Die Fцrderung der Musikwissenschaft durch die akustisch-psychologische Forschung C. Stumpfs, "Archiv fьr Musikwissenschaft", 1923; Sachs C., Zu Carl Stumpfs achtzigstem Geburtstag, "ZfMw", 1928, Jahrg. 10; Wellek A., Musik, "Neue Psychologische Studien", 1934, Jahrg. 12, H. 1; его же, Musikpsychologie und Musikдsthetik, Frankfurt am Main, 1963; Handschin J., Der Toncharakter, Z., 1948.
Д. К. Михайлов.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru