Определение слова «Сенковский О. И.»

Музыкальная энциклопедия:

Осип (Юлиан) Иванович (19 (31) III 1800, Виленский уезд — 4(16)111 1858, Петербург) — рус. писатель, журналист, востоковед, муз. критик. Происходил из старинной польской шляхетской семьи. В 1819 окончил Виленский ун-т. Путешествуя по странам Ближнего Востока, Африки, Азии, изучил мн. вост. языки. В 1822-47 профессор Петерб. ун-та (кафедра араб., перс. и турецкого языков). Был близок к деятелям польского освободит. движения, сотрудничал (в 1-й пол. 20-х гг.) в альманахе "Полярная звезда" А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева. Отличался разносторонностью художеств. интересов. В 1834-47 ред.-изд. журн. "Библиотека для чтения" (номинально до 1856). В своей журналистской деятельности (псевд. Барон Брамбеус) уделял большое внимание музыке, к-рой особенно увлёкся в 40-х гг. В это время дом С. был одним из известных муз. салонов Петербурга; его посещали мн. рус. и заруб. музыканты, в т. ч. бр. Виельгорские, В. Ф. Одоевский, Ф. Лист, С. Тальберг. С. был дружен с М. И. Глинкой. Автор мн. муз.-критич. статей, тонкий и проницат. знаток музыки, С. наряду с В. П. Боткиным, H.A. Мельгуновым, М. Д. Резвым способствовал развитию рус. муз.-критич. мысли 1-й пол. 19 в. Написал одну из первых статей об опере Глинки "Руслан и Людмила" ("Библиотека для чтения", 1842, т. 54, No 9), демонстрировавшую его прогрессивные взгляды. Полемизировал с Ростиславом (Ф. М. Толстым), отчасти с А. Д. Улыбышевым по вопросам эстетич. критериев в оценке ряда муз. явлений (в частности, творчества Дж. Верди) и отношения к вкусам публики, отстаивая общедоступность музыки. Писал о В. А. Моцарте, Г. Берлиозе, Листе, Р. Вагнере, о пианистич. иск-ве А. Г. Рубинштейна, Н. В. Погожевой, о скрипаче С. О. Таборовском и др. Принимал участие (написал ряд статей) в "Энциклопедическом лексиконе", изд. Плюшаром (с 12-го тома его гл. редактор). В статье "Гармония в музыке" обосновывал первостепенное значение мелодии ("Всю мысль композитора заключает в себе мелодия: она содержание и смысл музыкального творения"), сравнивая её с рисунком, а гармонию — с колоритом в живописи. В капитальной статье "Основные понятия о музыке как искусстве, необходимые для всякого желающего судить о ее произведениях" ("Библиотека для чтения", 1848, т. 86, кн. 2, т. 87, кн. 3-4) высказал ряд глубоких мыслей о связях муз. и речевой интонаций. Занимался также муз. акустикой, изобретал новые муз. инструменты (клавир-оркестр, усовершенствованная скрипка и т. п.). Н. А. Римский-Корсаков на сюжет араб. сказки С. написал свою симф. сюиту (2-ю симфонию) "Антар".
Сочинения: Собр. соч., т. 1-9, СПБ, 1858-59.
Литература: (Клавир-оркестр, новый музыкальный инструмент, изобретенный в Петербурге), "Северная пчела", 1845, No 283; Сенковская A. A., О. И. Сенковский. Биографические записки его жены, СПБ, 1858; Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 1, Л., 1954; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1, вып. 1 (совм. с Протопоповым В. В.), вып. 2, М., 1966-67.
И. М. Ямпольский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru