Определение слова «рельсовая колея»

Большая советская энциклопедия:

Рельсовая колея
Два рельса (рельсовые нити), расположенные на определённом расстоянии один от другого, прикрепленные к опорам (шпалам) железнодорожного пути (См. Железнодорожный путь) рельсовыми скреплениями. Для большинства железных дорог мира нормальная ширина Р. к. на прямых участках 1435 мм, в СССР — 1520 мм (с допусками +6, —4 мм). На прямых участках два рельса должны находиться на одном уровне (±4 мм). На кривых участках пути наружный рельс по отношению к внутреннему имеет возвышение для обеспечения одинаковой нагрузки на обе рельсовые нити, снижения боковых давлений колёс на наружный рельс, уменьшения воздействия на пассажиров чрезмерных непогашенных горизонтальных ускорений. Кроме железных дорог с нормальной (широкой) Р. к., существуют участки с т. н. узкой колеей — 750 мм (стандартная) и реже 1000 мм (нестандартная). Такую колею обычно имеют подъездные пути промышленных предприятий, шахт, рудников и др.
Лит.: Чернышев М. А., Железнодорожный путь, М., 1974.

Техника. Современная энциклопедия:

рельсовая колея
Две параллельно уложенные на шпалы (или другое основание) рельсовые нити, по которым катятся колёса подвижного состава. Каждая рельсовая нить состоит из отдельных рельсов. Стыки между ними фиксируются специальными скреплениями либо сваркой. Ширина рельсовой колеи соответствует расстоянию между колёсами локомотивов и вагонов. Выбор этой ширины для железных дорог имеет свою историю. Расстояние между рельсами первых английских железных дорог соответствовало размерам карет, которые на первых порах служили вагонами. В Англии ширина колеи для карет, согласно закону, не должна была превышать 4 футов 6 дюймов, поэтому и ширина рельсовой колеи первой железной дороги была 1435 мм – всего на 2.5 дюйма шире колеи карет. Такой же размер был принят и во многих странах Европы, закупавших паровозы в Ньюкасле, на заводе Стефенсона. Эту колею, которую часто называют «нормальной», имеют примерно 75 % всех железных дорог в мире. На остальных дорогах ширина колеи различна, напр. в Ирландии – 1600 мм, в Испании – 1676 мм, в Африке, Японии и Австралии – 1076 мм и т. д. Существуют также узкоколейные дороги – 1000.914.891.762.750 и даже 600 мм, которые обычно соединяют основные магистрали с промышленными предприятиями, рудниками, шахтами и имеют свой специальный подвижной состав. В России первая железная дорога между Царским Селом и Санкт-Петербургом имела ширину колеи 6 футов – 1829 мм. Дорога между Санкт-Петербургом и Москвой была построена с другой колеёй, известной во всём мире как русская, – 5 футов, или 1524 мм. Эта колея просуществовала более 100 лет, только в 1970 г. размер её был округлён до 1520 мм – в частности, для удобства расчётов.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru