Определение слова «ПЮЖЕ»

Большой энциклопедический словарь:

ПЮЖЕ (Puget) Пьер (1620-94) — французский скульптор. Представитель барокко. Динамичные, пластически мощные фигуры атлантов на фасаде ратуши в Тулоне (1656-57).

Большая советская энциклопедия:

Пюже
(Puget)
Пьер (крещен 16.10.1620, Марсель, — 2.12.1694, там же), французский скульптор, живописец и архитектор, представитель Барокко. Учился скульптуре у резчика деревянных фигур для украшения галер Ж. Романа. В 1640—43 жил в Италии, занимаясь преимущественно живописью под руководством Пьетро да Кортона. Работал в Тулоне (архитектором и скульптором Арсенала), Марселе, Париже, а также в Генуе (1661—1667). Скульптурному творчеству П., резко отличающемуся от изысканно-декоративистской придворной пластики 17 в., присущи материально ощутимая энергия образов, острая жизненная убедительность в передаче физического напряжения и страдания (атланты, поддерживающие балкон ратуши в Тулоне; «Галльский Геркулес», 1660—1661); острая экспрессия обычно сочетается у П. с ясностью композиции. Живопись П. близка академизирующему направлению в итальянском барокко (Гверчино и др.), но отличается более энергичным колоритом («Христос Спаситель мира», 1655, Музей Лоншан, Марсель). Важнейшая архитектурная работа П. — проект перестройки Марселя (1660-е гг.), оставшийся неосуществленным.
Лит.: Brion М., Pierre Puget, P., [1930]; Herding К., Pierre Puget. Das bildnerische Werk, B., [1970].

Атлант, поддерживающий балкон ратуши в Тулоне. 1656—57. Скульптор П. Пюже.

П. Пюже. «Милон Кротонский». Мрамор. 1670—83. Лувр. Париж.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Пьер Fget или Pujet, 1622 — 1694) — французский скульптор, живописец, архитектор и инженер, первоначально учился у строителя галер и резчика Романа, потом, прожив один год во Флоренции, поселился в Риме и, под влиянием П. да-Кортоны, занялся живописью. В 1643 г. он возвратился во Францию и исполнил в Тулоне модель военного корабля. Затем он вторично провел несколько лет в Риме и, вернувшись оттуда в 1653 г. в Марсель, принялся было снова за кисти и краски, но около 1655 г. оставил живопись и предался исключительно скульптуре. В 1659 г. П., по приглашению Фуко, работал в Риме, но вскоре впал в его немилость, переехал в Геную, где пробыл около 7 лет. Прослужив после того некоторое время в Тулоне, в должности заведующего украшением кораблей, он окончательно поселился на своей родине.
Произведения П. отличаются энергичной и жизненной лепкой форм, но страдают чересчур утрированными и театральными позами и движениями. Стиль этого художника до такой степени соответствовал вкусам его эпохи, что соотечественники прозвали его французским Микеланджело и Рубенсом. Из картин П. следует назвать: "Благовещение" и "Посещение Елисаветы Пресвятой Девой Марией", а из скульптурных произведений — группы "Милона Кротонского со львом", "Персея и Андромеды", барельеф "Александр Македонский у Диогена" (все четыре, в луврском музее, в Париже) и статуи "Отдыхающий Геркулес" и "Св. Севастиан" (в церкви C.-Мариа-ди-Кариньяно, в Генуе).
Ср. Lagrange, "Pierre P., peintre, sculpteur, architecte" (П., 1868).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru