Определение слова «Придворный оркестр»

Музыкальная энциклопедия:

Рус. оркестровый коллектив. Создан в 1882 в Петербурге как Придворный музыкантский хор для обслуживания имп. двора (на основе упразднённых музыкантских "хоров" Кавалергардского и лейб-гвардии Конного полков). Фактически состоял из 2 оркестров — симф. и духового. Мн. музыканты П. о. играли как в симф., так и в духовом оркестре (на разл. инструментах). По примеру военных оркестров музыканты "хора" числились военнослужащими, что давало возможность привлечь в его состав призванных в армию талантливых исполнителей (предпочтение отдавалось тем, кто владел игрой на двух инструментах — струнном и духовом). Первым капельмейстером "хора" был М. Франк, с 1888 его сменил Г. И. Варлих; с 1882 симф. частью ведал капельмейстер Г. Флиге, после смерти к-рого (в 1907) ст. капельмейстером оставался Варлих. Оркестр играл во дворцах на придв. балах, приёмах, во время царских и полковых праздников. В его обязанности входило также участие в концертах и спектаклях в придв. Гатчинском, Царскосельском, Петергофском и Эрмитажном т-рах.
Замкнутый характер деятельности оркестра отражался на художеств. уровне исполнения, обусловливал малосодержательный репертуар, носивший в основном служебный характер (марши, туши, гимны). Руководители оркестра стремились выйти за рамки обслуживания придв. кругов, найти пути к более широкой аудитории. Этому способствовали открытые концерты на летней эстраде Петергофского сада, публичные генеральные репетиции, позднее концерты в залах Придв. певч. капеллы и Дворянского собрания. В 1896 "хор" стал гражданским и был преобразован в П. о., а его участники получили права артистов имп. т-ров. С 1898 П. о. было разрешено давать платные публич. концерты. Однако лишь с 1902 в программы концертов П. о. стала включаться зап.-европ. и рус. классич. симф. музыка. Тогда же по инициативе Варлиха начали систематически проводиться "Оркестровые собрания музыкальных новостей", программы к-рых состояли обычно из произв., исполнявшихся в России впервые. С 1912 П. о. развивает широкую деятельность (концерты оркестра получают известность), проводит циклы историч. концертов рус. и заруб. музыки (в сопровождении популярных лекций), спец. концерты, посв. памяти А. К. Лядова, С. И. Танеева, А. Н. Скрябина. Нек-рыми концертами П. о. дирижировали крупные иностр. гастролёры (Р. Штраус, А. Никиш и др.). Особенных успехов П. о. достиг в эти годы в пропаганде произв. отечеств. музыки. При П. о. существовали нотная библиотека и муз.-историч. музей. В марте 1917 П. о. стал Гос. симф. оркестром. См. Ленинградский академический симфонический оркестр.
Литература: Кристи П. П., Государственный симфонический оркестр. (1917-1921), в кн.: Государственная академическая филармония. Десять лет симфонической музыки. 1917-1927, М., 1928.
И. М. Ямпольский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru