Определение слова «ОХИН-ТЕНГРИ»

Мифологическая энциклопедия:

(монг.)
бкон-тенгри (калм. «дева-тенгри», «дева-небо»), Ухин Хара-тенгри (бурят. «дева черный тенгри» или «дева темное небо»), в мифологии монгольских народов женское небесное божество (тенгри), идентичное тантрическому божеству Лхамо (тибет.), Деви Сри (санскр.). О.-т. упоминается в группе четырех (восьми, десяти) Эокшитов, относится к разряду чойджинов (дхармапал), квалифицируется как гневное воплощение богини Цаган Дар-эке («белая Тара», см. ТАРА), иногда осмысливается как супруга Чойджала (см. в ст. ЭРЛИК). Наделена функциями божества времени (ее сопровождают богини четырех времен года), судьбы (связана со смертью и загробным судилищем); в ламаистской иконографии устрашающего вида.О.-т. воспринимается и как богиня-мать, всеобщая прародительница (в монг. шаманских призываниях ее называют «единственной матерью»), В различных монголоязычных традициях О.-т. рассматривают и как благостное, охранительное божество, и как божество, несущее смерть (в частности, детям). В бурятской шаманской мифологии Ухин Хара-тенгри относится к восточным, темным, враждебным людям тенгри, вызывает болезни, падеж скота, смерть и бесплодие, особенно опасна для беременных женщин. У калмыков с Окон-тенгри связываются плодородие и возрождение жизни. В широко распространенном сюжете о похищении небесной девы демонами — мангусами Оконтенгри, чтобы подать весть о себе, пишет свое имя на крыле луня, почитавшегося калмыками священной птицей. Победа над мангусами и возвращение Оконтенгри связывались с концом зимы, с праздником цаган cap («белый месяц») — новым годом у монгольских народов; на храмовых торжествах устраивалась встреча ее статуи. с. н.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru