Определение слова «ОАННЕС»

Большой энциклопедический словарь:

ОАННЕС — в шумеро-аккадской мифологии герой, представлявшийся в виде полурыбы-получеловека. Оаннес вышел из моря и научил жителей Месопотамии земледелию, искусству строить каналы, города и храмы, письму и наукам.

Мифологическая энциклопедия:

В шумеро-аккадской мифологии первочеловек в образе полурыбы-получеловека, культурный герой (О. — грецизированная форма его имени, приводимая историком Беросом, 4-3 вв. до н. э.; шумерское или аккадское имя неизвестно; О. — возможно, от аккад. умману, «мастер», эпитет бога Энки (Эйя). Согласно Беросу (миф, лежащий в основе его рассказа, пока не обнаружен), люди жили, как животные, до тех пор, пока полурыба-получеловек по имени О. не вышел из моря и не научил жителей Вавилонии письму, наукам, строительству городов и храмов, земледелию и т. д. Судя по мифу об Инанне и Энки (см. ИНАННА, МЕ), традиция, указывающая на море как место, откуда началась цивилизация Двуречья, очень древняя. Возможно, этот рассказ связан с мифом об Энки и мировом порядке (см. в ст. ЭНКИ) и с образом кулулу, а также с представлением об абгалях (шумер.; аккад. апкаллу, возможно, «мудрец») — обитающих в Абзу существах, подвластных богу Энки и считавшихся основателями многих городов Двуречья и носителями культуры в широком смысле (в аккадской традиции их семь; к ним причисляли Гильгамеша, Этану, Адапу и др.). в. А.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

() — мифическое существо, к которому у Бероса возводится начало вавилонской культуры: чудовище с телом рыбы, головой человека под головой рыбы, человечьими ногами, голосом, языком и разумом. О. выходил каждое утро из нынешнего Персидского залива и беседовал с людьми, научая их наукам, искусствам и ремеслам; он научил их началам геометрии и земледелия, дал им законы и священное писание, в котором повествовалось о начале мира. С закатом солнца О. удалялся в море. Его дело продолжал ряд других подобных существ, которых Берос называет аннедотами. По словам Бероса, изображение О. существовало и в его время. Среди произведений ассиро-вавилонской скульптуры нередки изображения божеств, представляющих соединение фигур человека и рыбы. В клинописных источниках пока не найдено параллельного рассказа. Теория, видящая в О. бога Эа (см.), более других, по-видимому, имеет право на вероятность.
Б. Т.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru