Определение слова «Нарышкинский стиль»

Большой энциклопедический словарь:

НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ (нарышкинское барокко — московское барокко) — условное (по фамилии Нарышкиных) название стилевого направления в русской архитектуре кон. 17 — начале. 18 вв.: светски-нарядные многоярусные церкви (в Филях и Троицком-Лыкове в Москве) и светские здания с резным белокаменным декором, элементами архитектурного ордера.

Архитектурный словарь:

Нарышкинское барокко, условное наименование стилевого направления в русской архитектуре конца 17 — начала 18 вв. Происходит от фамилии Нарышкиных, в чьих имениях в Москве и близ неё строились светски-нарядные многоярусные церкви (Покрова в Филях, 1690-93, Троицы в Троицком-Лыкове, 1698-1704 (обе — ныне в черте Москвы), и др.). Им свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки. В этом нарастании рационального начала ярко сказались тенденции перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре. Так как черты нарышкинского стиля присущи многим другим светским и культовым зданиям того времени, в искусствоведческой литературе стал применяться термин "московское барокко", который точнее отражает основной район распространения этого направления.

Большая советская энциклопедия:

Нарышкинский стиль
Нарышкинское барокко, условное наименование стилевого направления в русской архитектуре конца 17 — начала 18 вв. Происходит от фамилии Нарышкиных, в чьих имениях в Москве и близ неё строились светски-нарядные многоярусные церкви [Покрова в Филях, 1690—93, Троицы в Троицком-Лыкове, 1698—1704 (обе — ныне в черте Москвы), и др.]. Им свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки. В этом нарастании рационального начала ярко сказались тенденции перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре. Так как черты Н. с. присущи многим др. светским и культовым зданиям того времени, в искусствоведческой литературе стал применяться термин «московское барокко», который точнее отражает основной район распространения этого направления.
Лит.: Барокко в России. [Сб. статей], М., 1926; Ежегодник Института истории искусств АН СССР. 1956, М., 1957, с. 324—39.
В. И. Шередега.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru