Определение слова «Маркс А. Б.»

Музыкальная энциклопедия:

(Marx) Адольф Бернхард (15 V (по церк. записи) 1795, Галле — 17 V 1866, Берлин) — нем. историк и теоретик музыки, педагог, композитор. Обучался музыке у Д. Г. Тюрка в Галле, где основал (совм. с К. Лёве и др.) муз. кружок Marxscher Quartett, устраивавший вечера камерной музыки. Изучил право и служил при суде в Наумбурге. С 1820 — в Берлине, где совершенствовался в обл. композиции у К. Ф. Цельтера. В 1824 основал "Берлинскую всеобщую музыкальную газету" ("Berliner Allgemeine Musikalische Zeitung", издавал и редактировал до 1830), в к-рой отстаивал прогрессивные взгляды, противостоявшие консервативным позициям "Всеобщей музыкальной газеты", издававшейся в Лейпциге. Под руководством М. газета сыграла большую роль в борьбе за верную оценку творчества И. С. Баха, Л. Бетховена и др. классич. мастеров. С 1828 преподавал историю и теорию музыки в Берлинском ун-те (с 1830 профессор), где содействовал организации систематич. муз. образования. В 1850 вместе с Т. Куллаком и Ю. Штерном основал Берлинскую консерваторию (т. н. консерваторию Штерна), преподавал в ней композицию до 1856. М. — автор известного учебника композиции ("Die Lehre von der musikalischen Komposition", Bd 1-4, Lpz., 1837-47; переиздан в переработке X. Римана, 1887-90), по к-рому занимались мн. поколения музыкантов в Германии и др. странах, а также первой научно обоснованной монографии о Л. Бетховене. В своих теоретич. взглядах М. исходил из философии Г. Гегеля. Он отстаивал идею развития в музыке, считая, что каждое произв. следует рассматривать в свете взглядов и понятий своего времени, а не по масштабам прошлого. В иск-ве раскрывается, как он утверждал, не только личность художника, но также "идеи и дух народа и эпохи". Высоко ценя творчество классич. мастеров прошлого, М. вместе с тем поддерживал и отстаивал нек-рые из новых тенденций музыки 19 в. Был одним из виднейших теоретиков и пропагандистов программного симфонизма. С М. во многом сближался В. В. Стасов, называвший его гениальным муз. писателем.
Как композитор (оперы, оркестровые и фп. соч., оратории, кантаты, хоры, песни) М. был последователем классич. традиций.
Литературные сочинения: Die Kunst des Gesanges, theoretisch-praktisch, B., 1826; Ьber Malerei m der Tonkunst. Ein MaigruЯ an die Kunst-philosophen, В., 1828; Allgemeine Musiklehre, Lpz., 1839 (рус. пер. — Всеобщий учебник музыки, СПБ, 1872, М, 1893); Die alte Musiklehre im Streit mit unserer Zeit, Lpz., 1841; Die Musik des 19. Jahrhunderts und ihre Pflege. Methode der Musik, Lpz., 1855, Ludwig van Beethoven. Leben und Schaften, Bd 1-2, B., 1859; Glьck und die Oper, Tl1-2, В., 1863; Anleitung zum Vortrag Beethovenscher Klavierwerke, В., 1863; Erinnerungen. Aus meinem Leben, Bd 1-2, В., 1865; Das Ideal und die Gegenwart, Jena, 1867; и др.
Литература: Neuss E., A. B. Marx, der hallesche Deuter und Wegbereiter Beethovens, в кн.: Hallesches Monatsheft, (Bd) 4, 1957; Kirchmeyer H., Ein Kapitel Adolf Bernhard Marx. Ьber Sendungsbewusstsein und Bildungsstand der Berliner Musikkritik zwischen 1824 und 1830, в кн.: Beitrдge zur Geschichte der Musikanschauung im 19. Jahrhundert, hrsg. von W. Salmen, Regensburg, 1965; Edler A., Zur Musikanschauung von Adolf Bernhard Marx, там же.
M. M. Яковлев.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru