Определение слова «Лисабон»

Большая советская энциклопедия:

Лисабон
(Lisboa)
столица Португалии, важнейший политический, экономический и культурный центр страны. Центр исторической области Эстремадура и округа Лисабон. Расположен на правом берегу эстуария р. Тежу (Тахо), в 15 км от берега Атлантического океана. Климат субтропический океанический. Среднегодовая температура 16,4°С, осадков 586 мм в год.
Собственно Л. (площадь 87 км2) состоит из трёх частей — Восточный Л., Западный Л. с районом Буэнуж-Айриш и лежащего между ними Центра. Административно Л. вместе с пригородами образует отдельную единицу — Большой Л. с населением 1,6 млн. человек (1970; в собственно Л. — 782,3 тыс. жителей). Население столицы растет главным образом за счёт расширения городских границ и притока сельских жителей (301,7 тыс. человек в 1897, 802,2 тыс. человек в собственно Л. и свыше 1 млн. человек в Большом Л. в 1960, перепись).
Городское управление. Органы управления Л. — муниципальная палата, председатель которой назначается правительством, в приходах — приходский совет, избираемый главами семейств, приписанных к данному приходу. Представители приходских советов участвуют в работе муниципальной палаты.
Историческая справка. Л., в древности Олисипо (лат. Olisipo), — главное поселение иберийского племени лузитан, во 2 в. до н. э. был завоёван римлянами (римское название — Фелицитас-Юлия, Felicitas Julia), в 6 в. — вестготами, в начале 8 в. — арабами (арабское название Л. — Аль-Ошбуни, или Лишбуна). В 1147 был отвоёван у арабов португальским королём Альфонсом I. В 1255—56 Альфонс III перевёл сюда из Коимбры королевский двор, сделав Л. столицей. Город вырос как крупный торговый центр в эпоху Великих географических открытий 15—17 вв. В 1640 здесь произошло крупное восстание, приведшее к освобождению страны от испанского господства (1581—1640). После заключения англо-португальского Лисабонского и Метуэнского договоров (1703) Л. использовался Великобританией в качестве военной и торговой базы. В 1755 город был разрушен землетрясением; отстроен заново в конце 18 в. Во время наполеоновских войн оккупирован французскими войсками (1807—08). В 1820 Л. — центр буржуазной революции, во 2-й половине 19 в. стал базой республиканского и рабочего движения. Восстание 1910 в Л. привело к провозглашению Португалии республикой. В 20 в. Л. — один из главных оплотов революционного и демократического движений в Португалии.
Экономика. Географическое положение Л. на путях между Европой, Южной Америкой и Африкой на Атлантическом побережье способствовало превращению его в важный узел морских и воздушных (аэропорт Портела) сообщений международного значения, главный порт и торгово-транспортный центр страны. На порт Л. приходится 94% внешнеторгового оборота и свыше 1/2 грузооборота (около 10 млн. т в 1971) португальских портов. Железные дороги и шоссе связывают Л. с северным и южным районами страны и с Испанией. Промышленные функции столицы расширились в 1960—70-х гг., когда на левом берегу Тежу в городах-спутниках Баррейру, Сейшал, Монтижу и на правом к С. и С.-В. от Л. в Кабу-Руйву и др. возник ряд новых предприятий, преимущественно тяжёлой промышленности; через Тежу был построен в 1966 висячий мост. В Л. и главным образом в близлежащих посёлках и городах-спутниках широко представлены отрасли, связанные с производством товаров широкого потребления, в частности текстильная, швейная и др. Здесь размещаются химическая промышленность (включая производство фармацевтических изделий, синтетического каучука), металлургия, машиностроение и металлообработка (судостроение и судоремонт, вагоностроение, производство тяжёлых металлических и электротехнических изделий, пишущих машинок и др.), стекольная, фарфоровая, деревообрабатывающая и пробкообрабатывающая, нефтеперерабатывающая промышленность.
Развита сфера обслуживания. Л. — один из крупнейших центров иностранного туризма.
В Л. сосредоточены главные португальские монополистические объединения (концерн «Компаньия уньян фабрил», группа «Банку Эспириту-Санту», «Делфин Феррейра» и «Банку Атлантику», «Банку Насионал Ултрамарину» и др.), крупные банки, торговые фирмы и страховые общества; иностранные компании, которые частично контролируют энергетику, транспорт и промышленность Л.
Архитектура. В Восточном Л. на холме (с иррегулярной планировкой): фрагменты римских стен, включенные в арабскую крепость (9 в.; с 14 в. — замок Сан-Жоржи); романский собор (1160—86; хор и клуатр — 14 в.), готический монастырь кармелитов (1389—1423, архитектор Гомиш Мартинш и др.; ныне — Археологический музей); в стиле «мануэлино» — монастырь Жеронимуш (1502—20, архитектор Боитак, Ж. ди Каштилью и др.) с церковью Санта-Мария ди Белен (16 в., архитектор Боитак и др.; гробницы Васко да Гамы, Л. Камоэнса, Мануэла I), башня-маяк Торри ди Белен (1515—20, архитектор Ф. ди Арруда). Старый королевский дворец (перестроен в 16 в. архитекторы Д. ди Арруда и Ф. Терци); базилика Ла Эштрела (начало 18 в., архитекторы М. Висенти ди Оливейра и Р. М. душ Сантуш) и др. церкви и дворцы в стиле барокко. Облик Л. определяют регулярная застройка Центра (после землетрясения 1755, архитектор М. да Мая, планировка — Э. и Р. М. душ Сантуш), с прямоугольной площадью Праса ду Комерсиу, обращенной к реке, и дворцом Ажуда (с 1802, архитектор Ф. К. Фабри), а также современные сооружения Западного Л. с районом Буэнуж-Айриш (развиваются с 1930-х гг.), с жилыми кварталами, где периметральная застройка сочетается со свободной. Главные монументы: Жозе I (1770—1775, Ж. Машадуди Каштру), Открытий (1940, архитектор Ж. А. Коттинелли Телму, скульптор Л. ди Алмейда).
Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В Л. находятся университет Л. (см. Лисабонский университет), Католический университет Л., Технический университет, Военная академия, Мореходное училище, Высшая школа изящных искусств, Национальная академия музыки и др. учебные заведения; Лисабонская академия наук, Португальская академия истории, Национальная академия изящных искусств, научные общества и научно-исследовательские учреждения в области естественных наук, техники, культуры, Национальная консерватория (есть театральное отделение), Музыкальная академия; имеется 18 библиотек и архивов, крупнейшие из них — Национальная библиотека (свыше 1 млн. тт.), библиотека Лисабонской академии наук (свыше 400 тыс. тт.), Центральная городская библиотека (128 тыс. тт.); 14 музеев, в том числе Этнографический музей заморских территорий, Национальный естественноисторический музей, Археологический музей, Музей португальской нумизматики, Военный музей, Музей города, Национальный музей старинного искусства, Музей карет, Музей народного искусства, Музей изразцов. Национальный музей современного искусства и др. Имеются оперный театр «Сан-Карлуш», музыкальные театры «Тринидади», «Авенида», «Мария Витория», «АБЦ», «Монументал», «Варьедадиш», симфонический оркестр национального радио, Лисабонский филармонический оркестр, хор «Полифония» и др. В помещении «Колизеу дуж рекреюш» устраиваются оперно-балетные и цирковые представления. Среди драматических театров: Национальный народный театр, Художественный театр Лисабона, Национальный театр королевы Марии II.
Лит.: Lisboa е os seus encantos, Lisboa, 1959; Lisboa, cidade de turismo, Lisboa, 1963 (на португ., франц. и англ. языках).

Лисабон.

Лисабон. Типовой дом. 1954. Архитекторы Р. д’Атогия и др.

Лисабон. Парк Фарробу (нынезоологический сад). С 18 в.

Лисабон. Ратуша. 1867—75. Архитектор Д. Паренти ди Силва.

Лисабон. Базилика Ла Эштрела. Нач. 18 в. Архитекторы М. Висенти ди Оливейра и Р. М. душ Сантуш.

Дворец-монастырь Мафра близ Лисабона. 1717—35. Арх. Ф. Лудовиси.

Лисабон. Церковь Сан-Висенти ди Фора. 16—17 вв. Архитекторы Ф. Терци и др.

Лисабон. Бассейн в парке при дворце Фронтейра. 2-я пол. 17 в.

Лисабон. Монастырь Жеронимуш. Клуатр. 16 в. Архитекторы Боитак, Ж. ди Каштилью и Н. Шантерен.

Лисабон. Монастырь Жеронимуш. Церковь Санта-Мария ди Белен. 16 в. Архитекторы Боитак и др. Главный портал.

Лисабон. Башня-маяк Торри ди Белен. 1515—20. Архитектор Ф. ди Арруда.

Лисабон. Собор 12—14 вв. Западный фасад.

Замок Сан-Жоржи. 9 в. (до 14 в. — арабская крепость).

Музыкальная энциклопедия:

(Lisboa) — столица и главный культурный центр Португалии. 780 тыс. жит. (1971). В ср. века муз. жизнь Л. была сосредоточена в корол. резиденции, где служили поэты и музыканты, процветало иск-во трубадуров. В 1229 во дворце Алкасова, близ Л., начала работать постоянная придв. капелла и при ней школа мальчиков, где обучали музыке и пению. В ун-те Л. (осн. в 1290) много внимания уделялось обучению музыке. С кон. 14 в. развивается светское музицирование (музыка звучала во время празднеств, торжеств. процессий). Большое влияние на муз. культуру Л. оказал драматург и композитор Жиль Висенте, в фарсах и "ауто" к-рого важное место занимала вок. и инстр. музыка; исполнялись также его духовные соч. В 16-17 вв. большую роль в развитии муз. жизни Л. сыграли композитор и педагог М. Мендиш, придв. капельмейстер и композитор Ф. Магальяйнш, органист M. P. Коэлью, певец собора Сан-Висенти П. ди Кришту и др. На рубеже 16-17 вв. в Л. имелось 13 музыкальных, 14 танц. школ. В домах аристократии было распространено светское музицирование (игра на арфе, клавикордах, а также пение). В 18 в. в Л. работали мн. иностр. музыканты, способствовавшие активизации муз. жизни (Д. Скарлатти, Д. Перес, Дж. Джорги и др.). Центром муз. образования стала "Патриархальная семинария", где преподавали лучшие музыканты страны. В 1735 открылся первый публичный т-р "Тринидади" (или "Академия музыки"), предназначенный для выступлений итал. оперных трупп. В 18 в. открылись также: "Театру да ажуда" (1737), "Театру ду форти" (1753), "Опера ду Тежу" (1755), "Опера графа Сори" (1760), "Театру ду салитри" (1782) и др. В 1793 был создан корол. т-р "Сан-Карлуш" (арх. Ж. да Кошта-и-Силва), ставший крупнейшим оперным т-ром Португалии.
В 19 в. были основаны оперные т-ры: "Ларанжейрас" (в 1843), "Тринидади" (в 1867; здесь ставились гл. обр. франц. комич. оперы), "Амелия" (в 1894; шли преим. оперетты). В 1890 построено здание "Колизеу дуж Рекреюш" (на 7000 мест), где наряду с др. представлениями устраивались концерты, оперные и балетные спектакли. В сер. 19 в. получили распространение и любительские организации (ставили гл. обр. оперы итал. композиторов): "Филармоническая академия" (осн. в 1833), "Филармоническая ассамблея" (осн. в 1835). В течение неск. лет работала "Академия Мельпомены", осуществившая постановку соч. португ. авторов. В 1861 Г. Косол организовал первый симф. оркестр, к-рый, однако, быстро распался. Лишь в 1879 был создан постоянный оркестр, выступавший до 1887 под рук. иностр. дирижеров; его место занял коллектив, организованный М. Ламбертини.
В первые десятилетия 20 в. возникали муз. объединения, быстро распадавшиеся из-за финансовых затруднений (гос-во не оказывало им поддержки): Португальский симф. оркестр под рук. П. Бланша, Лисабонский симф. оркестр во главе с Д. ди Соза, Ж. Вианой да Мота и Ф. Фан, Филармонич оркестр Л., основанный Ф. Ласердой, Нац. об-во камерной музыки, возглавлявшееся Ф. Кабралом, и др. Более длит. время работали симф. оркестр Нац. радиовещания (основатель — П. ди Фрейташ Бранку), а также коллективы, созданные дирижером и композитором И. Крусом, — хор им. Дуарти Лобу и Камерный оркестр, преобразованный в Филармонич. оркестр Л. (в 1937). Со 2-й пол. 20 в. произошло нек-рое оживление в муз. жизни Л. Систематически организовывались фестивали оперы, балета и симф. музыки, гастролировали видные музыканты. В числе постоянно действующих муз. коллективов (1971): симф. оркестр Нац. радио, Лисабонский филармонич. оркестр, Камерный оркестр Гульбенкяна, хор "Полифония" (в репертуаре преим. произв. португ. авторов ср. веков). Из-за отсутствия спец. залов концерты устраиваются в помещениях т-ров и кинотеатров. Оперные спектакли даются в Нац. т-ре "Сан-Карлуш", спектакли оперетты и варьете в т-рах "Монументал", "Вариедадиш", "Мария Витория", "АБЦ", "Колизеу дуж Рекреюш". Среди муз. уч. заведений: Консерватория, Муз. академия, об-во "Соната" (проводит семинары по совр. музыке). Организацией гастрольных и конц. выступлений занимаются: "Кружок муз. культуры", "Лисабонское конц. об-во", а также частные импрессарио. В Л. проводятся междунар конкурсы пианистов им. Ж. Вианы да Мота. Особенностью муз. быта Л. является широкое распространение нар. песен и танцев (т. н. фадо), к-рые исполняются на площадях во время разл. празднеств, а также в ресторанах и кафе.
Литература: Machado J. С., Os theatros de Lisboa, Lisboa, 1875; Ponseca Benevides F. da, О Real theatro de S. Carlos de Lisboa, (v. 1-2), Lisboa, 1883-1902; Freitas Вranсо L. de, A mъsica em Portugal, (Lisboa), 1929; Rereira Dias J., Centrios do teatro de S. Carlos, Lisboa, 1940; Freitas Branso J. de, Histуria da mъsica portuguesa, Lisboa, (1959).
M. M. Яковлев.

Топонимический словарь:

Лиссабон

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru