Определение слова «Кузнецов К. А.»

Музыкальная энциклопедия:

Константин Алексеевич (9 (21) IX 1883, Новочеркасск — 25 V 1953, Москва) — сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1943). Окончил в 1906 историко-филологич. ф-т Гейдельбергского ун-та, в 1907 юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1909-12 был в науч. командировке в Великобритании, затем изучал в Германии историю музыки под рук. Ф. Вольфрума, композицию — у М. Регера. С 1912 приват-доцент Моск. ун-та; в 1912- 1913 профессор Восточного ун-та во Владивостоке; в 1914-21 — ун-та и Высших женских курсов в Одессе, лектор по истории музыки в консерватории. С 1921 — в Москве. В 1921-32 действит. чл. и пред. историко-муз. секции ГАХНа и ГИМНа. В 1923-1931, 1934-38, 1941-49 преподавал в Моск. консерватории (с 1936 профессор, с 1942 зав. объединённой кафедрой истории музыки, в 1943-45 — кафедрой истории рус. музыки), с 1943 сотрудник н.-и. кабинета консерватории. С 1946 ст. науч. сотрудник Ин-та художеств. воспитания Академии пед. наук РСФСР.
К. — один из основоположников сов. музыковедения. Эрудиция, широта науч. кругозора, блестящий лит. стиль — типич. черты его науч. и публицистич. работ. Лучшим из них свойственны широкая культурно-историч. характеристика, смелые параллели в области смежных иск-в, обилие конкретных фактов и наблюдений, обращение к отдалённым эпохам как метод построения глубокой историч. перспективы. Выделяются исследования К. по древней араб. и испан. музыке, очерки "Музыкально-исторические портреты", в к-рых раскрываются передовые тенденции зап.-европ. муз. культуры 17 в. Крупным вкладом в сов. музыковедение явились изданные под ред. К. и при его участии 4 тома серии "История русской музыки в исследованиях и материалах" (1924-27).
Сочинения: Этюды о музыке, Од., 1919; Введение в историю музыки, ч. 1, М.-П., 1923; Исторические формы ноктюрна, "Искусство", 1925, No 2; Глинка и его современники, М., 1926; Вебер и современность, "Музыкальное образование", 1926, No 3; От клавесина к фортепиано, там же, 1926, No 5-6; Три этюда о Бетховене, "Музыка и революция", 1927, No 3; Вступление. Глинка и Бетховен. Балакирев и Бетховен. Послесловие, в сб.: Русская книга о Бетховене, М., 1927; Стиль в музыке, "Музыкальное образование", 1930, No 4-5; "Музыка улицы" в Венеции XVIII века, "СМ", 1933, No 1; О моей историко-музыкальной работе, там же; Театральная декорация в XVII-XVIII столетиях и её историко-музыкальные параллели, там же, 1934, No 2; Из истории клавирной музыки, там же, 1935, No 1; Доменико Скарлатти, там же, 1935, No 10; Верди и его "Реквием", М., 1935 (под псевд. А. Констант Смис); Пуччини и его опера "Богема", М.,. 1936 (под псевд. А. Констант Смис); За советскую музыкально-историческую науку, "СМ", 1936, No 10; Из истории испанской музыки, там же, 1936, No 11; Народные элементы в творчестве Вебера (совм. с В. С. Кузнецовой), там же, 1936, No 12; Музыкально-исторические портреты, сер. 1, М., 1937; Из истории испанской музыки. Этюды 1-5, "Музыка", 1937, No 20, 21, 23, 29, 32; "Орфей" опера Глюка, М., 1939; Заметки о виолончельном концерте Прокофьева, "Советское искусство", 1940, No 1; Арабская музыка, в кн.: Очерки по истории и теории музыки, т. 2, Л., 1940; Древние основы испанской музыкальной культуры, там же; "Новое и старое" в квартетах Шебалина, "СМ", 1940, No 1; Творческая жизнь С. В. Рахманинова, в сб.: Советская музыка, сб. 4, М., 1945; Из музыкального прошлого Москвы. Этюд первый, "СМ", 1947, No 5; Москва и музыка нашей страны. Этюд второй, там же, 1947, No 6; Арканджело Корелли, М., 1953 (совм. с И. М. Ямпольским), и др.
Литература: Левашова О., Ямпольский И., К. А. Кузнецов. Некролог, в кн.: Вопросы музыкознания. Ежегодник, вып. 2, М., 1955; Левашова О. Е., К. А. Кузнецов, в кн.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966; её же, К. А. Кузнецов, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, M., 1966.
И. М. Ямпольский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru