Определение слова «Конкретная музыка»

Большой энциклопедический словарь:

КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА (франц. musique concrete) — музыкальное произведение, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных звучаний, шумов, которые могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. Изобретатель конкретной музыки — французский инженер-акустик П. Шеффер (первые опыты осуществил в 1948).

Большая советская энциклопедия:

Конкретная музыка
(французский musique concrete)
музыкальные произведения, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных или искусственных звучаний которые по усмотрению автора могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. В К. м. используются преимущественно разнообразные шумы, изредка звучание человеческих голосов и музыкальных инструментов. Изобретателем К. м. является французский инженер-акустик П. Шеффер, создавший свои первые «конкретные» сочинения в 1948. В 50-е гг. 20 в. во Франции при Центральном радиовещании была создана экспериментальная студия К. м., вокруг которой объединилась группа музыкантов; группы деятелей К. м. возникли также в Италии, Западной Германии, США. Сторонники К. м. полагают, что она «безгранично расширяет» выразительные средства музыкального искусства, вводя в композицию весь мир звучаний, окружающих человека. В действительности произведения К. м., порывающие с системой звуковысотной организации, предельно обедняют возможности выражения определённого художественного содержания и способны выполнять лишь чисто прикладную роль (шумовое оформление кинокартин, драматических спектаклей и пр.). К. м. представляет собой одно из проявлений кризиса музыкальной культуры в буржуазном обществе
Лит.: Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, 2 изд., М., 1964; его же, Французская музыка ХХ века, 2 изд., М., 1970.
Г. М. Шнеерсон.

Музыкальная энциклопедия:

(франц. musique concrиte) — звуковые композиции, создаваемые с помощью записи на магнитофонную ленту разл. природных или искусственных звучаний, их преобразования, смешения и монтажа. Совр. техника магнитной записи звука позволяет легко преобразовывать звучания (например, с помощью ускорения и замедления движения ленты, а также движения её в обратном направлении), смешивать их (с помощью одновременной переписи на ленту нескольких различных записей) и монтировать в любой последовательности. В К. м. в известной мере используются звучания человеч. голосов и муз. инструментов, однако осн. материалом для построения произв. К. м. являются всевозможные шумы, возникающие в процессе жизни. К. м. — одно из модернистских течений совр. заруб. музыки. Сторонники К. м. оправдывают свой метод сочинения музыки тем, что применение только т.н. муз. звуков якобы ограничивает композитора, что композитор вправе пользоваться для создания своего произв. любыми звучаниями. Они рассматривают К. м. как великое нововведение в области муз. иск-ва, способное заменить и вытеснить прежние виды музыки. В действительности произв. К. м., порывающие с системой звуковысотной организации, не расширяют, а предельно суживают возможности выражения определённого художеств. содержания. Хорошо разработанная методика создания К. м. (включая применение спец. аппаратов для "монтажа" и смешения звучаний — т.н. "фоногена" с клавиатурой, магнитофона с 3 дисками и др.) представляет известную ценность лишь для использования в качестве "шумового оформления" спектаклей, отдельных эпизодов кинокартин и т.д.
"Изобретателем" К. м., виднейшим представителем и пропагандистом её является франц. инженер-акустик П. Шеффер, давший этому направлению и его название. Первые "конкретные" сочинения его относятся к 1948: этюд "Турникет" ("Йtude aux tourniquets"), "Железнодорожный этюд" ("Йtude aux chemins de fer") и др. пьесы, к-рые в 1948 были переданы по Франц. радио под общим назв. "Шумовой концерт". В 1949 к Шефферу примкнул П. Анри; вместе они создали "Симфонию для одного человека" ("Symphonie pour un homme seul"). В 1951 при Франц. радио была организована экспериментальная "Группа исследований в области конкретной музыки", в к-рую вошли и композиторы — П. Булез, П. Анри, О. Мессиан, А. Жоливе, Ф. Артюис и др. (нек-рые из них создали отд. произведения К. м.). Хотя новое течение обретало не только сторонников, но и противников, вскоре оно перешагнуло нац. рамки. В Париж стали приезжать не только французские, но и заруб. композиторы, перенимавшие опыт создания К. м.
В 1958 под председательством Шеффера была проведена "Первая международная декада экспериментальной музыки". Тогда же Шеффер заново подробно определил задачи своей группы, к-рая с этого времени стала называться "Группой музыкальных исследований при Франц. радио и телевидении". Группа пользуется поддержкой Международного музыкального совета ЮНЕСКО. Франц. журнал "La revue musicale" посвятил проблемам К. м. три спец. номера (1957, 1959, 1960).
Литература: Вопросы музыкознания. Ежегодник, т. 2, 1955, М., 1956, с. 476-477; Шнеерсон Г., О музыке живой и мёртвой, М., 1964, с. 311-318; его же, Французская музыка XX века, М., 1970, с. 366; Sсhaeffеr P., A la recherche dune musique concrиte, P., 1952; Scriabine Marina, Pierre Boulez et la musique concrиte, "RM", 1952, No 215; Baruch G. W., Was ist Musique concrиte?, "Melos", Jahrg. XX, 1953; Keller W., Elektronische Musik und Musique concrиte, "Merkur", Jahrg. IX, H. 9, 1955; Rоullin J., Musique concrиte..., в кн.: Klangstruktur der Musik, hrsg. von Fr. Winckel, В., 1955, S. 109-132; Expйriences musicales. Musiques concrиte electronique extoque, "La Revue musicale", P., 1959, No 244; Vers une musique expйrimentale, там же, Р., 1957, No 236 (Numйro spйcial); Сasini C, Limpiego nella colonna sonora dйlia musica elettronica e della concreta,в кн.: Musica e film, Roma, 1959, p. 179-93; Schaeffer P., Musique concrиte et connaissance de lobjet musical, "Revue Belge de Musicologie", XIII, 1959; Expйriences. Paris. Juni. 1959. Par le groupe de recherches musicales de la Radiodiffusion-Tйlйvision franзaise..., "La Revue musicale", P., 1960, No 247; Judd Fr. C, Electronic music and musique concrиte, L., 1961; Schaeffer P., Traitй des objets musicaux, P., 1966.
Г. M. Шнеерсон.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru