Большая советская энциклопедия:
Комма
(от греч. kmma — отрезок)
в музыкальной акустике интервал приблизительно в 1/9—1/10 целого тона; см. Строй.
Большой словарь иностранных слов:
[< гр. пресечение; знак пресечения] – муз. 1) разница между математическими величинами звуковых колебаний в так называемых энгармонических тонах, приблизительно равных по высоте, но различных по названию; 2) значок в нотах, обозначающий место, где поющий должен брать дыхание
Музыкальная энциклопедия:
(от греч. komma, букв. — отрезок).
1) Очень малый интервал между двумя близкими по высоте звуками, образуемыми с помощью суммирования различных чистых интервалов и последующих октавных перестановок. Пифагорова К. возникает при построении звуковой системы из чистых квинт и октав; она образуется, напр., между звуком с2 и звуком his1, полученным с помощью 12 ходов от с по чистым квинтам.
Эта К. характеризуется соотношением частот 531441/524288 74/73 и равна 23,5 цента (около 1/9 целого тона). Синтоническая, или дидимова, К. возникает между терцией, построенной с помощью четырёх ходов по чистым квинтам, и чистой большой терцией; она обнаруживает соотношение частот 81/80 и равна 21,5 цента (около 1/10 целого тона). К., т. е "разностные интервалы", образуются и при построении звуков с помощью др. комбинаций интервалов (напр., септимовая К. — при построении звуковой системы из октав, терций и натуральной септимы). От возникновения К. свободен только равномерно темперированный строй (см. Темперация).
2) Знак в виде запятой (лат. comma), к-рым в нотной записи вок. соч. и соч. для духовых инструментов отмечаются места, где исполнитель может перевести дыхание, невзирая на отсутствие выписанной паузы. Иногда с помощью К. обозначаются и люфт-паузы.
Орфографический словарь Лопатина:
орф.
комма, -ы (муз.)
Грамматический словарь Зализняка:
Комма, коммы, коммы, комм, комме, коммам, комму, коммы, коммой, коммою, коммами, комме, коммах
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
(Komma — греч. = отрезок, отрывок) — девятая часть целого тона. К. — разница между меньшим (хроматическим) полутоном, напр. до до и большим (диатоническим) полутоном — до ре , устраняемая при настраивании темперированных инструментов, в которых энгармонические звуки, например до и ре , совпадают, т. е. звучат совершенно одинаково. Уничтожаемая при таком настраивании К., т. е. расстояние между до и ре или фа и соль и т. д., очень многими называется четвертью тона. См. Темперированный строй.
Н. С.
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020