Определение слова «КОЛЕСО БАЛСАГА»

Мифологическая энциклопедия:

В осетинском нартском эпосе небожитель. Согласно одному из сказаний, К. Б., охваченное пламенем, несется с неба на землю через леса и долины, обращая в пепел деревья, препятствующие его бегу, до самого Черного моря и там падает в воду. По другому варианту, дочь Балсага (дочь солнца), оскорбленная Сосланом, идет к отцу и просит отомстить Сослану. Балсаг посылает против него страшное, все сокрушающее колесо. К. Б. ударяет Сослана в лоб и грудь, но они неуязвимы, и колесо спасается бегством. Преследуя К. В., Сослан обращается с просьбой к различным деревьям преградить путь колесу. Лишь хмелю удалось обвиться вокруг К. В. и остановить его, в этот момент Сослан выбивает стрелой у него две спицы, затем хватает его. К. Б. просит пощады, и Сослан отпускает его с условием, что оно прекратит борьбу против него. Возвращаясь на небо, К. Б. встречается с Сырдоном, обратившимся в старика (в других случаях — старуху, девушку), который дает ему совет поставить булатные спицы у кузнеца Курдалагона и снова идти на Сослана, но так, чтобы застигнуть его врасплох и прокатиться через его колени. Только таким путем он может быть сражен. Когда Сослан усталый лежал после охоты, К. Б. настигло его и перебило ему колени. Этот мотив является наиболее ярким солнечным мифом эпоса.В одних сказаниях (у осетия-дигорцев) колесо, убившее Сослана, называется «колесо Ойнона», в других (у осетин-иронцев) — «колесо отца Иоанна (Фыд Иуане)», что означает в обоих случаях «колесо Иоанна Крестителя», связанного с солнечным культом. Ср. адыг. Жан-шарх. Б. А. Калоев.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru