Определение слова «Княжнин Я. Б.»

Музыкальная энциклопедия:

Яков Борисович (23 X (3 XI) 1742, Псков — 14(25) I 1791, Петербург) — рус. драматург. Учился в гимназии при Петерб. АН и в частном пансионе. Сотрудничал в журналах, выступал как переводчик. Драматургия К., одного из крупнейших представителей рус. просветительского классицизма 18 в., отличалась гуманистич. свободолюбивой направленностью. Автор трагедий (в т. ч. "Рослав", "Вадим Новгородский"), проникнутых отрицанием деспотич. власти, К. в либретто своих комических опер и комедиях сближается с сатирич. направлением в рус. лит-ре. Одно из наиболее прогрессивных произв. К. — либретто комич. оперы "Несчастье от кареты" (1779, муз. В. А. Пашкевича). Отказавшись от бытовых подробностей, создав идеализированные, патетич. образы страдающих влюблённых, К. в то же время обрисовал в этой опере сатирич. фигуру галломана-помещика, готового ради модной кареты отдать в рекруты своего крестьянина, показал язвительного шута, издевающегося над глупостью господ. Большой популярностью пользовалась комич. опера К. и комп. А. Булландта "Сбитенщик" (1783 или 1784), в центре к-рой — остроумный, деятельный человек из народа. К. принадлежат также тексты комич. оперы "Скупой" (ок. 1782, муз. Пашкевича), "трагедии с хорами и балетом" "Титово милосердие" (1786), "трагедии с хорами" "Владисан" (1786, муз. А. Булландта, позже О. А. Козловского). Автор первой рус. мелодрамы "Орфей" (1781), получившей широкую известность в 90-х гг. 18 в., когда музыку к ней написал Е. И. Фомин.
Литература: Ливанова Т., Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом, т. 1-2, М., 1952-53; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII вв., М., 1958; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru