Определение слова «Кеманча»

Большой энциклопедический словарь:

КЕМАНЧА (кяманча) — 3-4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

Большая советская энциклопедия:

Кеманча
Кяманча, струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространён в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также в странах Среднего и Ближнего Востока. Имеет шарообразный корпус, круглую, расширяющуюся кверху шейку, 4 струны. Общая длина К. 640—660 мм. Строй современного К.— квартово-квинтовый.

Этнографический словарь:

кеманча
Кяманча, струнный смычковый музыкальный инструмент с полусферическим резонатором у народов Кавказа и Передней Азии.

Музыкальная энциклопедия:

Кяманча,смычковый муз. инструмент с шарообразным резонатором, круглой расширяющейся кверху шейкой. Распространён в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также в странах Среднего и Ближнего Востока. Корпус инструмента (долблёный или склеенный из гнутых сегментов) делается из тутового или орехового дерева, реже из тыквы, кокосового ореха; с открытой стороны он затягивается мембраной (из рыбьей кожи или из пузыря животного). Через корпус проходит металлич. стержень, верхний конец к-рого упирается в шейку, а нижний заканчивается ножкой для опоры во время игры (раньше о пол, ныне — о колено исполнителя). 4 стальные струны К. (до кон. 19 в. были 3 кишечные) опираются на небольшую дугообразную подставку. Общая длина инструмента 640-660 мм, длина шейки 420-440 мм. Играют на К. при помощи смычка, к-рый состоит из слегка изогнутого или прямого древка и свободно прикреплённой к нему пряди конских волос. Натяжение волоса во время игры производится пальцами музыканта, вставленными между древком и волосом смычка. Держат смычок за конец большим и указат. пальцами, водя его в одной плоскости, а инструмент поворачивают. Строй совр. К. — квартово-квинтовый (3-струнной — квартовый). Звук мягкий, слегка приглушённый; в верхнем регистре несколько напоминает скрипку, в нижнем — альт. Штриховая техника — деташе, спиккато, стаккато, пиццикато, тремоло, трели и др. На К. исполняются инструментальные пьесы, народные песни, а также мугамы.

К. — инструмент нар. музыкантов-профессионалов. Используется для сольной игры, для аккомпанемента пению и в ансамблях — совм. с таром, дефом и гоша-нагора в Армении и Азербайджане; сазом, сантури и дайрой либо таром, дайрой и диплипито в Грузии. В сов. время К. стала сольным концертно-эстрадным инструментом, вошла в состав нар. оркестров. Композиторы пишут для К. виртуозные пьесы. Игре на К. обучаются в кружках муз. самодеятельности и в муз. учебных заведениях.
Литература: Беляев В., Народные музыкальные инструменты, в сб.: Искусство азербайджанского народа, М.-Л., 1938; Гасанова Дж., Школа игры на кеманче, Баку, 1948.
И. М. Вызго-Иванова.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
кеманча, -и, тв. -ой

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

инструмент
кяманча
хордофон

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru