Определение слова «Камерная музыка»

Большой энциклопедический словарь:

КАМЕРНАЯ МУЗЫКАинструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.) — романсы и песни.

Большая советская энциклопедия:

Камерная музыка
(от позднелат. camera — комната)
специфическая разновидность музыкального искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной; сочинения К. м. предназначены для исполнения в небольших помещениях, для домашнего, «комнатного» музицирования (отсюда и название). Сочинения К. м. пишутся для небольших инструментальных составов (от одного исполнителя-солиста до камерного ансамбля (См. Ансамбль)). Для К. м. характерна экономия и тончайшая детализация выразительных средств; она обладает большими возможностями передачи лирических эмоций и тонких градаций душевных состояний человека. Истоки К. м. восходят к эпохе средневековья. До конца 16 в. это наименование относили лишь к вокальным жанрам; с 17 в. оно было распространено и на инструментальную музыку. В 16—18 вв. термином «К. м.» стали обозначать светскую музыку, в отличие от церковной (камерная Соната, в отличие от церковной сонаты).
Современные виды камерного инструментального ансамбля — соната, трио, квартет, квинтет и т.д. — сформировались в творчестве представителей венской классической школы И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, создавших глубокие по содержанию и совершенные по форме образцы. Обладающий богатыми выразительными возможностями, инструментальный ансамбль (особенно смычковый квартет) привлек внимание почти всех композиторов, в нём получили отражение все основные направления музыкального искусства 18—20 вв. Ему отдали дань романтики (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман) и композиторы последующего времени (И. Брамс, А. Дворжак и др.); высоким художественным уровнем отличаются камерные ансамбли рус. композиторов (П. И. Чайковский, А. П. Бородин, А. К. Глазунов и др.), традиции которых нашли продолжение у советских композиторов (Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.).
С конца 18 в. и особенно в 19 в. видное место в музыкальном искусстве заняла вокальная К. м. В творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана и др. композиторов-романтиков сформировался новый для того времени и обладающий многообразными выразительными возможностями жанр художественной песни (См. Песня). Богатое развитие жанры песни и романса получили в России (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов и др.). В это же время большое значение приобретает жанр инструментальной миниатюры (характерные пьесы, пьесы в танцевальных формах и т.п.).
В 19 в. стали устраиваться публичные концерты К. м., главным образом в небольших концертных залах, возникли организации любителей К. м., сформировались многочисленные камерные ансамбли исполнителей.
Лит.: Васина-Гроссман В. А., Русский классический романс, М., 1956; её же, Романтическая песня XIX века, М., 1967; её же, Мастера советского романса, М., 1968; Раабен Л., Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961; его же, Советская камерно-инструментальная музыка, Л., 1963; Walthew R. Н., The development of chamber music, L. — N. Y., [1909]; Mersmann Н., Die Kammermusik, Bd 1—4, Lpz., 1930—33; Kilburn N., Chamber music and its masters, L., 1932; Ulrich Н., Chamber music, 2 ed., N. Y. — L., 1966; Coeuray A., La musique de chambre, P., 1953; Richter J. Fr., Kammermusik-Katalog, Lpz., 1960; Cobbett W. W., Cyclopedic survey of chamber music, 2 ed., v. 1—3, L., 1963.
Л. Н. Раабен.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Предназначается для исполнения в небольших помещениях, почему число исполнителей (инструментальных или вокальных) весьма ограничено, инструменты выбираются не особенно сильные по звуку, напр. струнные (квартеты, квинтеты, секстеты, октеты), гораздо реже духовые деревянные (квинтет Моцарта для кларнета со струнными, ор. 180, квинтет Бетховена для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота, валторны, ор. 16, его же септет es-dur для фортепьяно, скрипки или альта, виолончели, контрабаса, кларнета, фагота, валторны). К. музыка развилась рядом с оркестровой с XVI ст. и тяготела более к инструментальной, чем к вокальной музыке. Эта отрасль музыкального искусства, требующая тонкого знания форм, гармонии, контрапункта, выработалась в более позднее время, под влиянием величайших музыкальных гениев. В особенности при Бетховене струнная К., или так называемая квартетная, музыка достигла апогея своего развития. После Бетховена К. музыку писали Шуберт, Мендельсон, Шуман, Брамс, Сен-Санс и др. В России в этой области работали Глинка, Рубинштейн, Чайковский, Бородин, Афанасьев, Кастриот-Скандербек, Римский-Корсаков, Глазунов, Танеев, Аренский, Направник. Для поддержания этого искусства неоднократно назначались в СПб. конкурсы Имп. рус. муз. обществом и Обществом К. музыки. К этой области относятся также романсы для пения, небольшие фортепьянные пьесы, сонаты для фортепьано или фортепьяно и струнного инструмента. Исполнение К. музыки должно отличаться большой тонкостью, детальностью.
Н. С.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru