Определение слова «ИОАНН ИТАЛ»

Большой энциклопедический словарь:

ИОАНН ИТАЛ (2-я пол. 11 в.) — византийский философ, ученик Михаила Пселла. Тяготение к традициям аристотелизма привело его к конфликту с церковью; еретические тезисы Иоанна Итала преданы анафеме в 1082.

Большая биографическая энциклопедия:

Иоанн Итал
(вторая половина XI в.), византийский философ, ученик Михаила Пселла. Тяготение к традициям аристотелизма привело его к конфликту с церковью; еретические тезисы Иоанна Итала преданы анафеме в 1082.

Большая советская энциклопедия:

Иоанн Итал
(Ionnes Itals)
(2-я половина 11 в.), византийский философ. Ученик Михаила Пселла (См. Михаил Пселл) и его преемник в сане «консула философов». Довёл воспринятое им от учителя тяготение к античному идеалистическому рационализму (прежде всего к Платонизму) до прямого конфликта с христианством и церковной ортодоксией. Его учение было по приказу императора Алексея I Комнина рассмотрено на церковном соборе 1082 и предано анафеме. В православном Синодике И. И. было вменено в вину отрицание воплощения бога и принятие платоновской доктрины об идеях, отягощённое признанием предвечности идей и материи (см. А. Ф. Лосев, Очерки античного символизма и мифологии, М., 1930, с. 847—48). Учение И. И. оказало влияние на грузинского мыслителя Иоанэ Петрици.
Соч.: Opuscula selecta, fasc. 1—2, Tphilisiis 1924—26; в рус. пер., в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 627—29.
Лит.: Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; его же, Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси, «Изв. Русского Археологического института в Константинополе», 1897, т. 2.
С. С. Аверинцев.

Новая философская энциклопедия:

ИОАНН ИТАЛ ( ) (. 1025, Южная Италияпосле 1082) – византийский философ. С сер. 11 в. в Константинополе слушал лекции Михаила Пселла [МИХАИЛ ПСЕЛЛ], принимал участие в дискуссиях с ним; затем занял его место в качестве магистра, дидаскала и, наконец, ипата философов (1055), т.е. главы философского «факультета» высшей столичной школы. Попав в немилость при Алексее I Комнине, был осужден на процессе 1082, будучи обвинен в ереси и «языческом» истолковании христианских догматов в духе Платона. Однако богословские взгляды Иоанна Итала носили вполне умеренный православный характер, и его анафемствование было вызвано скорее его политическими высказываниями. Судя по материалам дискуссий, Иоанна Итала и его сторонников волновали проблемы предвечности космоса, существования универсалий и др.; Иоанн Итал опровергал неоплатоническое учение о происхождении мира из Единого [ЕДИНОЕ].
Автор комментария на топику Аристотеля, трактатов о силлогизмах, диалектике, риторике, представляющих собой краткое изложение трудов Аристотеля.
Сочинения:
1. Joannes Italos,Quaestiones quodlibetales. ed. R.Joannou. – «Studia patristica et byzantina», 4. Ettal, 1956;
2. в рус. пер.: Соч., Тбилиси, 1966.
Литература:
1. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности (ІХ–ХІвв.). СПб., 1892;
2. Кечакмадзе Н.Н. Из истории общественной мысли в Византии XI в. «Византийский временник», 1968, т. 29, с. 170–176;
3. Stephanou Р.Е. Jean Italos, philosophe et humaniste. Roma, 1949.
M.В.Бибиков

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Византийский философ XI в., родом из Италии, ученик Пселла, наследовал ему в звании " "; искусный диалектик, особенно прославился своей преподавательской деятельностью, посвященной толкованию Аристотеля, но также и Платона, и неоплатоников. Сущность учения И. сводится к платоновским идеям, к предсуществованию душ и творению мира из предвечной материи, и к переселению душ. Имеются известия, приписывающие И. неправославное учение о божественном воплощении. Когда в начале царствования Алексея Комнена издано было распоряжение, ограничившее свободу философского мышления авторитетом свящ. Писания и святоотеческих творений, то И., как выразитель другого направления, сложившегося в Византии около половины XI в., предан был анафеме, вместе с учением своим, сведенным к 11 статьям. Вследствие этого И. отказался от своего учения о переселении душ и от порицания св. икон, учение же об идеях старался истолковать применительно к православным воззрениям. Из сочинений И. почти ничего еще не издано.
Ср. Ф. Успенский, "Очерки по истории византийской образованности" (СПб., 1892).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru