Определение слова «Грохольский, Владимир Петрович»

Большая биографическая энциклопедия:

[8(20). 3.1884, г. Новоржев, ныне Псков. обл. — 1952] — арт. оперы (лирич. баритон), оперетты и педагог. Засл. арт. РСФСР (1940). Род. в семье служащего Рижско-Орловской ж. д. Образование получил в начальном уч-ще при Учительской семинарии в Пскове, с 1900 — в Рижском реальном уч-ще, где принимал участие в студенческом хоре и одновременно занимался пением в местном муз. уч-ще. Вокальное образование продолжил с 1908 (в нек-рых источ. 1907) до 1911 в Петерб. конс. (кл. С. Габеля), где впервые выступил в ученическом спектакле в партии Ивана-королевича. Студентом конс. начал выступать в петерб. Нар. доме, где пел до 1912, а также участвовал в спектаклях оперетты "Палас-театра". В 1912—36 солист петерб.-ленингр. Мариинского т-ра (позднее ГАТОБа), в 1918—49 — МАЛЕГОТа. В 1913—14 совершенствовался в пении в Милане у Оксилиа и Танцини. Обладал красивым голосом широкого диапазона, безупречной вокальной школой. Исп. отличалось искренностью и лиризмом. "Безукоризненность вокального исполнения, вдумчивость актерской игры, благородство внешнего рисунка роли, правдивость создаваемого сценического образа характеризуют манеру актерской игры Грохольского, продолжающего и утверждающего лучшие традиции русской реалистической оперной школы" (Б. Мазинг)*.
1-й исп. партий: Короля ("Чудо роз"), Болотникова ("Комаринский мужик"), Бухтеева ("Лед и сталь"), Митьки Коршунова ("Тихий Дон"), Надзирателя ("Мать" В. Желобинского), Томского ("Пиковая дама" П. Чайковского; сценарий и текст В. Мейерхольда и В. Стенича); в России — 2-го японского посла ("Соловей"). Лучшие партии: Шакловитый, Онегин, Елецкий, Веденецкий гость, Аполлон Локсий, Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Риголетто, Эскамилио. Др. партии: Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Мизгирь ("Снегурочка"), Алеко ("Алеко" С. Рахманинова), Каленик, Грязной, Аоррон, Томский; Валентин ("Фауст"), Марсель ("Гугеноты"), Фредерик ("Лакме"), Борелло, Жермон, Скарпиа, Шарплес, Ганс Закс; Половцев, Панталон. Партнеры: А. Белянин, Е. Бронская, Р. Горская, М. Каракаш, Л. Липковская, К. Петраускас, Ф. Шаляпин. Пел п/у В. Дранишникова, А. Коутса, Э. Купера, Н. Малыш, Д. Похитонова, С. Самосуда, Г. Фительберга, Б. Хайкина.
С большим успехом исп. в опереттах партии Маркиза де Корневиля ("Корневильские колокола" Р. Планкета), студента Яна ("Нищий студент" К. Миллекера).
Выступал с концертами в частях Красной Армии, в госпиталях.
Работал рук. в коллективах худож. самодеятсти Военно-политической школы им. Ф. Энгельса, в ленингр. Дворце культуры им. Горького.
В 1950—51 преподавал в Ленингр. конс. Среди его учеников — Г. Большаков.
Записывался на грампластинки.
Лит.: Дэм. В кружке друзей камерной музыки // Красная газета (Петроград), веч. вып. 1923. № 147; Мазинг Б.* Владимир Петрович Грохальский: К 30-летию сценической деятельности. — Л., 1939.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru