Определение слова «Гребнер»

Большая советская энциклопедия:

I
Гребнер
Георгий Эдуардович [31.3 (12.4). 1892, Петербург, — 24.6.1954], советский кинодраматург. Был журналистом. В кино работал с 1922. Первые фильмы, поставленные по сценариям Г., — «Четыре и пять» (1924), «Кирпичики» (1925), «Чужая» (1927) и др. Совместно с А. В. Луначарским написал сценарии фильмов «Медвежья свадьба» (1926, по пьесе Луначарского) и «Саламандра» (1928). Значительное место в творчестве Г. занимают экранизации литературных произведений: «Разлом» (1929, по Б. А. Лавреневу), «Восстание рыбаков» (1934, по А. Зегерс), «Пятнадцатилетний капитан» (1946, по Ж. Верну), «Белый пудель» (1956, по А. И. Куприну). Героическим событиям русской истории посвящены фильмы: «Суворов» (1941, совместно с Н. А. Равичем), «Крейсер “Варяг”» (1947). Г. писал также сценарии для мультипликационных и научно-популярных фильмов. Государственная премия СССР (1947).
II
Гребнер (Grbner)
Фриц (4.3.1877, Берлин, — 13.7.1934, там же), немецкий этнограф. Основатель реакционной т. н. культурно-исторической школы (См. Культурно-историческая школа) (в этнографии). Отвергая идею прогресса народов и общие законы исторического развития, Г. пользовался методом чисто механического изучения отдельных культурных явлений. Сходные явления в культурах разных народов, по мнению Г., якобы являются следствием их происхождения из одного центра. Вся история культуры, по Г., — это история перемещений по земному шару нескольких культурных комплексов («кругов») и их механических соединений.
Соч.: Methode der Ethnologic, Hdlb., 1911; Das Weitbild der Primitiven, Mnch., 1924; Kulturkreise und Kulturschichten in Ozeanien, «Zeitschrift fr Ethnologie», 1905, t. 37, H. 1.

Советская историческая энциклопедия:

(Grabner), Фриц (4.III.1877 — 13.VII.1934) — нем. этнограф. С 1911 преподавал в Боннском, с 1926- в Кёльнском ун-тах и вел этнография, работу в музеях Берлина и Кёльна. Основатель реакционной т. н. культурно-исторической школы (в этнографии), тесно связанной с идеологией колониализма. Отвергая идею прогресса народов и общие законы ист. развития, Г. заменил их методом чисто механич. изучения отд. культурных явлений. Причем сходные явления в культурах разных народов, по мнению Г., якобы являются следствием их происхождения из одного центра. Вся история культуры, по Г.,- это история перемещений по земному шару неск. культурных комплексов ("кругов") и их механич. соединений.
Соч.: Methode der Ethnologie, Hdlb., 1911; Ethnologie, в сб.: Die Kultur der Gegenwart, Tl 3, Lpz.- В.. 1923; Das Weltbild der Primitiven, Bd 1, Mnch., 1924; Kulturkreise und Kulturschichten in Ozeanien, "Zeitschrift fr Ethnologie", 1905, t. 38, H. 1.
=====
Р. С. Липец. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru