Определение слова «ГИЛЬОМ из Шампо»

Большой энциклопедический словарь:

ГИЛЬОМ из Шампо (Guillaume de Champeaux) (ок. 1070 — 1121) — французский богослов, ритор и логик. С 1108 руководил богословской школой при основанном им Сен-Викторском аббатстве каноников-августинцев, с 1113 епископ г. Шалон-сюр-Марн. Учитель, затем противник Абеляра; в споре об универсалиях придерживался крайнего реализма.

Новая философская энциклопедия:

ГИЛЬОМ из Шампо (Guillaume de Champeau, Willelmus Campellensis) (ок. 1070, Шампо, департамент Сена и Марна – 1121, Клерво)логик, ритор, богослов. Ученик мистика-антидиалектика Манеголда из Лаутенбаха [МАНЕГОЛД ИЗ ЛАУТЕНБАХА], богослова Ансельма Ланского и Росцелина [РОСЦЕЛИН]; друг Бернарда Клервоского [БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ]; учитель, затем противник Абеляра [АБЕЛЯР]. В начале 12 в. – архидиакон Парижа, магистр кафедральной школы, к которому стекаются студенты всех «наций», в т.ч. славяне; с 1108 после разрыва с Абеляром ведет богословскую школу при основанном им Сен-Викторском аббатстве каноников-августинцев; с 1113 – епископ Шалон-сюр-Марн. В главном споре своего времени учил, что универсалии [УНИВЕРСАЛИИ] существуют до вещей (ante rem) и воплощаются в индивидах, составляя их общую сущность: Петр и Павел тождественны в качестве разумных и смертных, нумерическое различие между ними акцидентально. В споре с Абеляром, указывавшим на абсурд пребывания одной и той же универсалии в разных индивидах, Гильом смягчил крайности своего реализма [РЕАЛИЗМ]: человечность не тождественна (non est eadem) в Петре и Павле, поскольку они разные люди, но и не различна (ср. учение Николая Кузанского [НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ] о «неином»). В малоизученных из-за интерференции Абеляра «Сентенциях» и «Вопросах» Гильома наметился стиль зрелой схоластики («обычно спрашивают... на это следует ответить... но кто-то возразит... решение вопроса таково...»). Аргументируя, Гильом допускает «воздержное пользование разумом» и отдает предпочтение авторитету. При разбросе тем («О происхождении души», «О существе зла», «О различии добродетелей», «О супружестве») Гильом стремится к синтезу знания. Школа Гильома и Ансельма Ланского, чьи имена в средневековых источниках часто стоят рядом,«колыбель систематики схоластической теологии» (М.Грабман).
Сочинения:
1. Sententiae vel Quaestiones XLVII. – Lefevre G. Les variations de Guillaume de Champeaux et la question des universaux: tude suivie de documents originaux. Lille, 1898;
2. в рус. пер.: Диалог между Иудеем и Философом о католической вере. – «Человек», 1998, № 3–5.
Литература:
1. Абеляр. История моих бедствий. М., 1959;
2. Michaud E. Guillaume de Champeau et les coles de Paris au 12 sicle. P., 1867;
3. Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2. В., 1957, S. 136–168.
В.В.Бибихин

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru