Определение слова «фольклорная педагогика»

Этнографический словарь:

Совокупность педагогических сведений, сохранившихся в устном поэтическом творчестве народа.
Фольклор был формой сохранения и передачи энциклопедической информации, охватывающей все стороны и грани жизни народа. В фольклоре педагогическая идея была преобладающей: народное устно-педагогическое творчество воспитывало, сохраняло и пропагандировало традиции воспитания. Идеи и опыт народного воспитания, виденье идеала совершенного человека, прямые регламентации поведения и нацеленность на единение, доброту, любовь облекались поэтическим гением народа в формы, пережившие века. Жанрово-фольклорные формы прямо коррелируют с народными средствами воспитания (это — потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания и т. д.).
Прослеживается четкая видовая направленность педагогического воздействия каждой из фольклорных форм. Так, сказки содержат ненавязчивое назидание, знакомят с нравственными и социальными оценками поступков людей и их взаимоотношений. Эпические произведения, являющиеся стадиально более поздними, воспевают любовь и преданность родине, героизм, отвагу. Народное песенное творчество способствует популяризации и усилению воспитательного эффекта этнопедагогических установок народа, принципов общественной этики.
Этнопедагогические идеи и опыт, содержащиеся в произведениях фольклора и сейчас по-прежнему актуальны и действенны, несут высокий воспитывающий потенциал, вдохновляя на создание новых художественных образов в камне, на холсте, музыке, сценическом действии, кино. Особенно тесны и нерасторжимы связи фольклора с литературой, тяготеющей к описанию национально-этнических типов широкого звучания, имеющих огромное значение для формирования общенациональных идеалов своего народа.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru