Определение слова «Единая транспортная сеть СССР»

Большая советская энциклопедия:

Единая транспортная сеть СССР
Совокупность всех видов транспорта, обслуживающих сферу обращения, т. е. обеспечивающих доставку продукции из пунктов её производства в места потребления, а также осуществляющих перевозки пассажиров. Социально-экономическое единство транспортной сети СССР определяется общественной государственной собственностью на все основные виды транспорта, что позволяет развивать их по единому народно-хозяйственному плану. В состав Е. т. с. СССР входят: ж.-д., речной, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт (нефте- и продуктопроводы, газопроводы), а также высоковольтные линии электропередачи. B Е. т. с. включаются также подвижной состав и все устройства, необходимые для совершения перевозок. Поэтому правильнее говорить не о Е. т. с., как это принято, а о единой транспортной системе. В Е. т. с. каждому виду транспорта отводится та сфера, где применение его даёт наибольший эффект. На это направлена и транспортная политика социалистического государства. Вопрос о том, как наиболее эффективно перемещать энергоносителиперевозить ли универсальными видами транспорта твёрдое и жидкое топливо или перемещать по трубам жидкое и газообразное топливо, сжигать ли топливо на месте и передавать электроэнергию по проводам,— решается комплексно. Этим, в частности, объясняется включение в состав Е. т. с. не только трубопроводного транспорта, но и высоковольтных линий электропередачи.
В СССР создан мощный воздушный транспорт, развитый автомобильный и газопроводный транспорт, а в городах — троллейбусный транспорт и метрополитен. Во много раз возросла сеть магистральных нефте- и газопроводов и автомобильных дорог с твёрдыми покрытиями. Почти вдвое увеличилась и сеть ж. д. общего пользования. В результате более быстрого развития новых видов транспорта существенно меняется удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте СССР по сравнению с довоенным периодом (см. табл.).
Во внутреннем грузообороте решающую роль играет ж.-д. транспорт. Это объясняется физико-географическими, экономическими и историческими особенностями развития СССР. Однако в перспективе, по мере дальнейшего развития новых видов транспорта, удельный вес ж.-д. будет постепенно снижаться.
Важной задачей Е. т. с. СССР является дальнейшее улучшение координации работы отдельных видов транспорта: более рациональное распределение перевозок между ними, улучшение организации смешанных перевозок с участием нескольких видов транспорта на основе создания единых технологических процессов работы, в первую очередь в пунктах стыка разных видов транспорта.
Лит.: Шафиркин Б. И., Единая транпортная сеть и взаимодействие различных видов транпорта., М., 1970. См. также лит. при ст. Транспорт.
Е. Д. Хануков.
Структура грузооборота и пассажирооборота по видам транспорта СССР., %
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Виды                                              | Удельный вес                                                        |
| транспорта                                     |------------------------------------------------------------------------------ |
|                                                       | В грузо                          | В пассажиро                  |
|                                                       | обороте                         | обороте                          |
|                                                       |-------------------------------------------------------------------------------|
|                                                       | 1940           | 1970           | 1940           | 1970           |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Железнодорожный                          | 85,1           | 65,1           | 92,2           | 48,4            |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Морской                                         | 4,9             | 17,1           | 0,8             | 0,3             |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Речной                                           | 7,4             | 4,5             | 3,6             | 1,0             |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Автомобильный                              | 1,8             | 5,8             | 3,2             | 36,1            |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Воздушный                                     | -                 | 0,1             | 0,2             | 14,2            |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Нефтепроводный                            | 0,8             | 7,4             | -                 | -                 |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* По грузообороту включая транспорт всех видов и организаций, а также колхозов, по пассажирообороту — автотранпорт общего пользования.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru