Определение слова «Брейтхаупт Р. М.»

Музыкальная энциклопедия:

(Breithaupt) Рудольф Мария (11 VIII 1873, Брауншвейг — 2 IV 1945, Балленштедт) — нем. педагог (фп.), муз. критик и теоретик пианизма. Учился у Р. Тейхмюллера в Лейпцигской консерватории. С 1918 преподавал фп. игру в консерватории Штерна в Берлине. Выдвинулся сначала как рецензент и автор серии статей о крупнейших пианистах нач. 20 в. в журн. "Die Musik". Капитальное исследование "Естественная фортепианная техника" ("Die natьrliche Klaviertechnik") — гл. труд Б., принесший ему широкую известность среди пианистов. Книга посвящена детальному анализу элементов и видов фп. техники, теоретич. обоснованию и методике "весовой игры" (игры не столько пальцами, сколько регулированием и "перекатыванием" веса, тяжести руки как физиологически наиболее правильной, "естественной" системы пианистич. движений). Работа Б., многократно переизданная и переведённая на неск. европ. яз., привлекла внимание пианистов и преподавателей фп. игры разных стран; возбудила полемику, способствовавшую развитию теории пианизма. Концепция Б., в целом устаревшая, содержит отдельные наблюдения и замечания, сохраняющие актуальность.
Сочинения: Die natьrliche Klaviertechnik, Bd I, Lpz., 1905, 1925 (сокр., рус. пер. — Естественная фортепианная техника. Учение о движении..., М., 1927; раздел ПедализацияОдесса, 1927); Bd II — Die Grundlagen der Klaviertechnik, Lpz., 1906, 1925 (рус. пер. — Основы фортепианной техники, M., 1929 (на обл.)); Bd III — Praktische Studien (5 Hefte, Lpz., 1916-21); Musikalische Zeit-und Streitfragen. Gesammelte Skizzen und Aufsдtze, В., 1906, 1927.
Литература: Коган Г., Проблемы теории пианизма, в его кн.: Вопросы пианизма. Избранные статьи, М., 1968.
Г. M. Коган.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru