Определение слова «БХАГАВАТ»

Большой энциклопедический словарь:

БХАГАВАТ (санскр. благословенный) — в индуизме эпитет благих божеств, в особенности Вишну; в буддизме один из эпитетов Будды.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

Первоначально, в Ведах, — эпитет, синонимичный слову "бхага " в значении "Владеющий долей", "Способный одарить долей", что в контексте прошений, обращаемых к божеству, имело смысл "щедрый", "милостивый". Постепенно превращается в постоянный эпитет гл. обр. таких богов, к-рые мыслились ведающими личной судьбой человека (Бхага, Дхатар). С первых шагов индуизма становится эпитетом его великих богов: Вишну и Шивы (напр., Швет. уп. III. 11: "бхагават... Шива"), но только в вишнуизме приобретает характер одного из осн. имен верховного бога (см. БХАГАВАТИЗМ); в переводах осн. религ.-философских текстов индуизма передается обычно как "Господь" (напр., "Бхагавадгита""Песнь Господа"). Пара терминов — "Б. " и "бхакта" — первоначально означала, по-видимому, личного бога, посылающего человеку его судьбу, и самого этого человека как "наделенного (судьбой)", реципиента судьбы. Со временем контекстуальное осмысление этих терминов резко изменилось: "бхакта" стало обозначать адепта, исполненного самозабвенной любви к богу, а "Б." — самого бога, являющегося объектом этой любви.
Я. Васильков

Мифологическая энциклопедия:

Бхагаван (др.-инд. основа bhagavat, именительный падеж bhagavn, первоначальное значение «счастливый», «благословенный», затем «священный», «божественный», «бог», «господь»), в индуистской мифологии имя-эпитет высших божеств. По-видимому, это имя прежде всего получило распространение в кругах приверженцев Нараяны. Васудевы идругих божеств, позже слившихся с образами Вишну и Кришны. Адепты этих божеств называли себя «бхагаватами» (bhgavаta), что можно перевести как «божьи люди», «приверженцы господа» (в европейской науке за течениями раннего вишнуизма укрепилось название «бхагаватизм»). В «Вхагавад-гите» (Bhagavad-gita — «Божественная песнь» или «Песнь о господе») Б. — постоянный эпитет Вишну-Кришны. «Вхагавата-пурана» (« Bhgavata-purna — «Божественная пурана») также посвящена мифологии Вишну и Кришны. Однако Б. как имя-эпитет может применяться и к другим индуистским богам, к различным аватарам Вишну и т. д. На санскрите Б.- обычная форма обращения к почитаемому лицу (богу, святому, царю и др.). Ср. по-русски «господь»-«бог» и «господин»форма обращения.В буддийской мифологии Б. — имя-эпитет Будды и бодхисатв, в джайнской — Джины. с. с.

Теософский словарь:

(Санскр.) Титул Будды и Кришны. Букв. — "Владыка".

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru