Определение слова «ЯПОНЦЫ»

Толковый словарь Ефремовой:

японцы мн.
1. Народ, составляющий основное население Японии.
2. Представители этого народа.

Толковый словарь Ушакова:

ЯПО́НЦЫ, японцев, ед. японец, японца, ·муж. Народ желтой расы, составляющий основное население Японии.

Большой энциклопедический словарь:

ЯПОНЦЫ (самоназвание — нихондзин) — нация, основное население Японии (123,6 млн. человек). Общая численность 125,6 млн. человек (1992). Язык японский. Верующие в основном синтоисты и буддисты, есть христиане и последователи синкретических культов.

Этнографический словарь:

Жители островного государства Азиатско-Тихоокеанского региона — Японии.
Вплоть до середины XIX века Япония представляла собой замкнутое и деспотическое по своей природе общество, в котором, с одной стороны, присутствовала диктатура феодальных правителей-сегунов, по своему усмотрению решавших все вопросы жизни и деятельности людей, а с другой — налицо была императорская власть, сохраняющаяся и поныне, слабая и практически символичная. В результате это породило у японцев своеобразные особенности национальной психологии — подчинение слабого сильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость в группах принадлежности, жестокость по отношению к слабому, равнодушие к чужим страданиям, отсутствие принципиальности.
Многие годы царившие в стране феодальный гнет и засилье военщины, неограниченное господство сословия самураев обрекали простой народ на каторжный труд, бесправие и страдания, которые к тому же усугублялись регулярно постигавшими Японию громадными стихийными бедствиями. Недостаток плодородной земли, сложные климатические условия, рост населения и его эксплуатации заставляли японцев напряженно трудиться, выискивать формы и средства деятельности, обеспечивающие хотя бы минимальные возможности для существования. В результате в национальном характере народа сформировались такие черты, как трудолюбие, бережливость, упорство, педантизм в достижении поставленных целей, внутренняя самодисциплина, стойкость к трудностям.
"Невозможно понять поведение народа, не уяснив своеобразия его мышления", — гласит японская пословица. Многие исследователи отмечают в мышлении японцев единство, казалось бы, несоединимых сторон: приверженности к абстракциям, проницательности, изобретательности, рационализма и одновременно медлительности мыслительных операций, неуверенности в себе, малоинициативности. В различных видах деятельности данные качества интеллекта проявляются по-разному, что позволяет человеку достичь подчас значительных результатов. Так, например, не следует относить японца-коммерсанта к числу малоинициативных людей. В торговле он, как известно, во многом преуспевает. Но в общении с другими лицами, не имеющими отношения к торговле, он может и не проявлять активности.
Долгие годы японцы воспитывались на постулатах религиозной мифологии, утверждавшей "божественное" происхождение японской нации и императорской власти, "превосходство" японцев над другими народами. Под влиянием господствующих классов религиозные учения синтоизм и буддизм, а также конфуцианство формировали наиболее устойчивые стороны национального самосознания населения страны, широко проявлявшиеся в прошлом и имеющие место и сегодня: приверженность к "культу предков", чувство этнической исключительности, ярый национализм, вероломство по отношению к другим народам.
Веками в Японии утверждалась психология подчинения индивидуума коллективу. Столетия он был полностью подвластен сначала феодалу, потом императору, сегодня — главе фирмы, в которой служит. Японец привык надрываться "во имя..." И неудивительно — никто не бунтует ни против чего! Его покорность и дисциплинированность достигают одиозных размеров.
Японец не соотносит себя с такими характеристиками, как профессия, должность, место жительства и т. п., а связывает свое существование с той группой, в которую включен. Он не может воспринимать себя вне последней (при знакомстве обычно указывая организацию, в которой работает), членом которой он является. Большинство видов деятельности в Японии носит групповой характер: японцы группой работают, группой путешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздниках и демонстрациях.
Поведение каждого члена группы в первую очередь ориентировано на то, чтобы вписаться в действие группы и при этом быть ей наиболее полезным. Самыми ценными качествами членов группы являются умение во главу угла ставить интересы коллектива, желание и стремление быть ему полезным. Нет для японца более жестокой кары, чем оказаться выброшенным из группы в чужой мир, простирающийся за ее пределами. И такое наказание может последовать не за кражу или хулиганство, а за поступок, который представляет собой измену интересам группы.
В Японии человек, общаясь с людьми, включенными в ту же группу, обязательно ставит себя на более низкую ступень. Может создаться впечатление, что у него нет гордости и чувства собственного достоинства, но это не так. Гордость у японцев связана с их назначением, чувством долга и социальной позицией, преувеличение позиции партнера — это принятая форма общения, выражающая вежливость и уважение.
Японцы — люди другой культуры. Все, что вы делаете, имеет для них значение. Не садитесь, если вас не пригласили. Не смотрите по сторонам, т. к. нельзя, по их представлениям, казаться рассеянным. Каждый штрих вашей внешности и поведения повлияет на отношение к вам. С другой стороны, сами они могут общаться без слов. И в этом нет ничего мистического. Японцы так обременены правилами и условностями, что подчас просто не способны сказать что-либо. Из учтивости гостю в Японии часто приходится догадываться о событии по контексту, по жестам, по своим ощущениям, потому что хозяин не может своими словами выразить свое чувство. Любая речь в этом случае неприлична.
Японцы считают всех иностранцев ниже себя. Они с вами вежливы, понимая, что вы не виноваты в том, что не родились их соплеменником, но все равно думают о вас как о совершенно чужих и абсолютно не равных им людях. У большинства живущих в Японии иностранцев возникает смешанное чувство. Японцы во многом чудесный народ: работящие, умные, с юмором. Но они также самые отчаянные расисты, причем настолько, что считают расистами всех прочих. Они буквально напичканы предрассудками и считают, что все такие. После того как иностранец прожил в Японии какое-то время, у него не хватает сил смотреть на то, что происходит вокруг. Ему трудно понять, почему женщина вечером переходит на другую сторону улицы, завидев иностранца; почему стюардесса, не зная, что вы понимаете язык, спрашивает пассажиров, не возражают ли они, если их посадят с иностранцем.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Советская историческая энциклопедия:

Нация, основное (более 99%) население Японии (общая числ. на 1.Х.1970 — 103,7 млн. чел.). За пределами Японии Я. (по данным на 1966) живут в США, преим. в шт. Гавайи (464 тыс. чел.), в Бразилии (595 тыс. чел.) и др. странах Лат. Америки, Канаде. Языкяпонский, обычно характеризуется как изолированный, но большинством совр. японских лингвистов включается в алтайскую семью как особая ветвь. Господствующая в Японии религия — буддизм в форме махаяны, представленной множеством сект. Его исповедание совмещается с одновременной приверженностью к синтоизму. Менее распространены созданные на этой же основе синкретич. т. н. "новые религии", еще менее — христианство. В совр. Японии значит, часть (до половины) — практически неверующие. Унаследованные от средневековья локальные физич., культурно-бытовые, диалектальные различия Я. ныне все более сглаживаются. Этнографич. специфику сохраняет лишь население нек-рых мелких отдаленных о-вов и архипелага Рюкю (рюкюсцы). Я. сформировались как группа племен в сер. 1-го тыс. до н. э. в результате переселения большой группы носителей энеолитич. культуры яёи с Ю. Корейского п-ова на Японские о-ва, населенные до этого айнскими и частично малайско-полинезийскими племенами. В процессе смешения пришельцев с более древним населением возобладал язык первых, воспринявший, однако, элементы малайско-полинезийского субстрата. К 4 в. н. э. сложением первого общеяпонского гос-ва (царство Ямато) завершилась консолидация древнеяпон. племен в народность, к-рая в дальнейшем развивалась, испытывая постоянное культурное влияние более древних и развитых цивилизаций азиат, материка (Китай, Корея, Индия). В дальнейшем, в силу островного, изолированного положения, японская народность прошла своеобразный, отличный от народов материковой Азии, путь развития, близкий к типу развития европ. феодализма. К рубежу 19 в. в Японии уже возникли элементы бурж. отношений. Вскоре после бурж. революции 1867-68 Я. выступают уже как бурж. нация. После 2-й мировой войны в образе жизни и бытовой культуре Я. произошли крупные сдвиги в направлении сближения с совр. европ. культурой. Об истории, х-ве и культуре Я. см. также в ст. Япония.
=====
Лит.: Народы Восточной Азии, М.-Л., 1965; Федоренко Н. Т., Японские записки, М., 1966; Арутюнов С. A., Современный быт японцев, M., 1968; Современная Япония. Справочник, М., 1968; Левин М. Г., Этническая антропология Японии, М., 1971.
=====
С. А. Арутюнов. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

японцы
ЯПОНЦЫ -ев; мн. Нация, основное население Японии; представители этой нации.
Японец, -нца; м. Японка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Японский, -ая, -ое. Я. язык. Я. технический феномен. Я-ая живопись. По-японски, нареч. Говорить по-японски. Сидеть по-японски.

Малый академический словарь:

японцы
-ев, мн. (ед. японец, -нца, м.; японка, -и, мн. японки, -нок, -нкам, ж.).
Нация, основное население Японии, а также лица, относящиеся к этой нации.

Толковый словарь Ожегова:

ЯПОНЦЫ, ев, ед. нец, нца, м. Народ, составляющий основное население Японии.
| ж. японка, и.
| прил. японский, ая, ое.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru