Определение слова «вишвакарман»

Большой энциклопедический словарь:

ВИШВАКАРМАН — в ведийской и индуистской мифологии бог-творец, всевидящий и всезнающий, божественный мастер и строитель.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

(Всесоздатель) — в Ведах — эпитет нескольких богов, к-рым приписывается космогонич. функция, но преимущественно — Праджапати (см. ВЕДЫ), позднее — Брахмы. В послеведийской мифологии выделяется как самостоят, образ, сын Брахмы, божественный мастер и зодчий, наследующий функции ведийского Тваштара.
В. Эрман

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. Visvakarman-, букв. «творец всего»)
в ведийской и индуистской мифологии божественный творец вселенной, созидатель, поэт. В «Ригведе» ему посвящено два гимна в Х мандале (81, 82). Существенно, что как эпитет слово «В.» в «Ригведе» относится по разу к Индре (VIII 87, 2) и к Сурье (X 170, 4), а в «Ваджасанейи-самхите» к Праджапати (XII 61), с которым В. в ряде случаев отождествляется (АВ IV 8, 18; Шат.-бр. VII 4, 2, 5; VIII 2, 3, 13; Майтр.-самх. I 3, 34 и др.); также устанавливаются и связи В. с Тваштаром. В. всевидящ (он смотрит во все стороны), упоминаются его лицо, руки, ноги, крылья. Он мудрец, жрец, «наш отец», повелитель речи (Вачаспати), «единственный установитель имен богов» (РВ Х 82, 3; АВ II 1, 3; как и Брихаспати). Он вообще устроитель и распорядитель, обладающий быстрой мыслью, знанием всех мест и всех существ, благосклонностью. В. выступает как ваятель, плотник, кузнец. Он создает землю и раскрывает небо; чтобы сотворить мир, В. приносит самого себя в жертву. В пуранах и эпосе В. связан с рядом сюжетов, но его функция творца при этом суживается до роли искусного строителя, мастера; так, он строит для демонов-ракшасов город Ланка («Рамаяна»), дворец для бога богатства Куберы и для Варуны (в мифе о хранителях мира), создает прекрасную деву (сказание о Сунде и Упасунде), отдает Кали топор, перстни и ожерелья; делает летающую колесницу «Пушпака» для Куберы, гирлянду для Сканды (Мбх. III), оружие и т. п. В. обрастает и родственными связями: он сын Прабхасы (и внук Дхармы) от Йогасиддхи; у него дочь Санджия (замужем за Сурьей) и сын Нала, обезьяний вожак и строитель; иногда отцом В. называется Брахма.Лит.: Невелева С. Л., Мифология древнеиндийского эпоса, М., 1975, с. 93-95; Иванов В. В., Древнеиндийский миф об установлении имен и его параллель в греческой традиции, в кн.: Индия в древности, М., 1964, с. 85-94; Michalski S. F., Hymnes philosophiques du Rgveda, в кн.: История и культура древней Индии, М., 1963, с. 207-16; Bhattacharji S., The Indian theogony, Camb., 1970, p. 320-26. В. Н. Топоров.

Теософский словарь:

(Санскр.) "Всесоздающий". Ведийское божество, олицетворение творящей Силы, описан как Единый "всевидящий бог... породитель, распорядитель, который... находится вне пределов понимания (непосвященных) смертных". В двух гимнах "Риг-Веды", посвященных специально ему, говорится, что он "принес себя в жертву самому себе". Имена его матери, "прекрасной и добродетельной Йога-Сиддха" ("Пураны"), и его дочери Санджны (духовное сознание), показывают его мистический характер. (См. "Тайная Доктрина", индекс.) Как ремесленник богов и их оружейник, он назван Кару, "рабочий", Такшака, "плотник" или "дровосек" и т.д., и т.д.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru