Определение слова «ВЕРНАДСКИЙ»

Биология современная энцикопедия:

Вернадский
Владимир Иванович (1863—1945), учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, философ, академик АН СССР. В широкий круг его необычайно разносторонних исследований и интересов входили весь комплекс геологических наук, история науки, философия естествознания и др. Создал ряд новых научных направлений (биогеохимия и др.), разработал учение о биосфере. Одним из первых рассматривал производственную деятельность человека как фактор дальнейшей эволюции Земли, подчёркивал планетарное значение научной мысли при переходе биосферы в новое состояние – ноосферу (от греч. «ноос» – разум).

Труды, научная и общественная деятельность Вернадского оказали огромное влияние на развитие во 2-й пол. 20 в. биосферно-экологического направления в науке, на понимание всей значимости проблемы взаимодействия природы и человека для дальнейшего существования человечества.

Большая советская энциклопедия:

I
Вернадский
Владимир Иванович [28.2 (12.3).1863, Петербург, — 6.1.1945, Москва], советский естествоиспытатель, выдающийся мыслитель, минералог и кристаллограф, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере, организатор многих научных учреждений. Академик АН СССР (1912), первый президент АН Украинской ССР (1919), член Чехословацкой (1926) и Парижской (1928) АН. В 1885 окончил физико-математический факультет Петербургского университета. Принимал участие в работе студенческих народнических кружков вместе с А. Ульяновым. С 1890 приват-доцент минералогии Московского университета. Профессор Московского университета (1898—1911). Участвовал в земском движении в защиту высшей школы. В знак протеста против реакционных мер царского правительства ушёл из Московского университета. С 1914 директор Геологического и минералогического музея Петербургской АН. Один из организаторов Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС; председатель 1915—30), из которой выросли институты: керамический, оптический, радиевый, физико-химический и платины и др. С 1922 по 1939 директор организованного им Государственного радиевого института. В 1927 организовал в АН СССР Отдел живого вещества, преобразованный в 1929 в Биогеохимическую лабораторию (директор 1927—45), ставшую впоследствии институтом геохимии и аналитической химии им. Вернадского.
В. был одним из организаторов Комиссии по изучению вечной мерзлоты (ныне институт). В 1937 по инициативе В. была создана Международная комиссия по определению возраста пород радиоактивным методом. В 1939 В. совместно с др. учёными организовал Комиссию по изотопам. Работал в Париже (в Радиевом институте М. Кюри-Склодовской в Сорбонне), Праге (в Карловом университете) и др.
В своих исследованиях В. выдвинул крупнейшие, представляющие большое практическое значение научные проблемы: строения силикатов, геохимии редких и рассеянных элементов, поисков радиоактивных минералов, роли организмов в геохимических процессах, определения абсолютного возраста горных пород и многое др. В «Опыте описательной минералогии» (1908—22) и «Истории минералов земной коры» (1923—36) В. выдвинул новую эволюционную теорию происхождения минералов (генетическую минералогию). Большое значение имели исследования В. о строении силикатов (См. Силикаты) и алюмосиликатов (См. Алюмосиликаты), составляющих большую часть земной коры. Учение В. о роли каолинового ядра и строении алюмосиликатов легло в основу современной кристаллографии, а представления о парагенезисе и изоморфных рядах — в основу одного из научных методов поисков полезных ископаемых. В. — один из основоположников геохимии, он первый ввёл в России спектральный метод для решения геохимических задач. Занимался изучением редких и рассеянных химических элементов в изоморфных соединениях и в рассеянном состоянии. Много внимания уделил изучению химического состава земной коры, океана и атмосферы. В «Очерках геохимии» (1927) В. изложил историю кремния и силикатов, марганца, брома, йода, углерода, радиоактивных элементов в земной коре. Радиогеологические исследования В. касаются роли радиоактивных элементов в эволюции Земли. Начиная с 1910 В. проводил поиски месторождений радиоактивных минералов и химические исследования на радий и уран. Предсказал значение радиоактивных веществ (1911).
Рассматривая воду как минерал, В. в работе «История минералов земной коры» дал минералогию воды. Им развивалось учение о единстве вод Земли.
Созданная В. Биогеохимия изучает геохимические процессы, в которых участвуют организмы. В. является основоположником современного учения о биосфере (См. Биосфера). Совокупность живых организмов в биосфере он назвал живым веществом (См. Живое вещество). Согласно учению В., живое Вещество, трансформируя солнечное излучение, вовлекает неорганическую материю в непрерывный круговорот. Огромная роль учения В. о биосфере и её развитии в полной мере начала выявляться со 2-й половины 20 в. Этому способствовали, с одной стороны, развитие экологии, в которой понятие биосферы явилось одним из основополагающих, а с другой — развитие современной научно-технической революции, выдвинувшей в качестве одной из первоочередных задач проблему воздействия человечества на природу. Биосфера под влиянием научных достижений и человеческого труда постепенно переходит в новое состояние — ноосферу — сферу разума. Идеи В. о ноосфере, представляющие крупное философское обобщение, возникли на стыке двух основных направлений его научной деятельности — биогеохимии и истории наук. Последней В. уделял особое внимание, указывая, что в моменты взрыва научного творчества, научно-технической революции «научная мысль является орудием достижения нового». Проведённые В. анализ эволюции научной мысли и научного мировоззрения, а также исследования структуры науки представляют крупнейший вклад в науковедение, одним из основоположников которого был В. Многие страницы его трудов посвящены фундаментальным философским проблемам естествознания. Он подчёркивал, что 20 в. является периодом ломки коренных естественнонаучных представлений.
Из школы В. вышли А. Е. Ферсман, Д. И. Щербаков, А. П. Виноградов, В. Г. Хлопин, К. А. Ненадкевич, К. А. Власов, А. А. Сауков, Я. В. Самойлов и др.
За выдающиеся работы в области науки и техники был удостоен Государственной премии СССР (1943). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В АН СССР и МГУ с 1945 установлено по 2 стипендии им. В. И. Вернадского. Кроме того, в АН СССР учреждены денежная премия (с 1943) и золотая медаль (с 1963) им. В. И. Вернадского.
Соч.: О группе силлиманита и роли глинозема в силикатах, М., 1891; Очерки и речи. 1—11, П., 1922; La Geochimie, P., 1924; Биосфера, т. 1—2, Л., 1926; La biosphere, P., 1929: Очерки геохимии, 4 изд., М. — Л., 1934; Проблемы биогеохимии, ч. 1—2, 4, М. — Л., 1934—1940; Избр. соч., т. 1—5, М., 1954-60; Химическое строение биосферы Земли и ее окружения, М., 1965.
Лит.: Академику В. И. Вернадскому к пятидесятилетию научной и педагогической деятельности, т. 1—2, Л. — М., 1936; Ферсман А. Е., Жизненный путь академика Владимира Ивановича Вернадского (1863—1945), «Записки Всероссийского минералогического общества, 2 серия», 1946, ч. 75, №1; Виноградов А, П., В. И. Вернадский и геохимия редких элементов, в кн.: Юбилейный сборник, посвященный 30-летию Октябрьской социалистич. революции, ч. 1, М. — Л., 1947; В. И. Вернадский, М. — Л., 1947 (Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия химических наук, в. 6); Личков Б. Л.. В. И. Вернадский, М., 1948; Мочалов И. И., В. И. Вернадский — человек и мыслитель, М., 1970.
А. П. Виноградов

В. И. Вернадский.
II
Вернадский
Иван Васильевич (24.5.1821—27.3.1884), русский экономист. Профессор политэкономии Киевского, затем Московского университетов (1846—56), Главного педагогического института и Александровского лицея в Петербурге (1861—68). Основатель и редактор журналов «Экономический указатель» (1857—61) и «Экономист» (1858—64). Автор работ по политэкономии, истории экономической мысли, статистике и таможенно-тарифной политике. В период подготовки крестьянской реформы 1861 В. выступал против кабальных условий освобождения крестьян. Сторонник развития крупной капиталистической промышленности в России, рассматривал законы капитализма как естественные и вечные. Взгляды В. были подвергнуты критике со стороны Н. Г. Чернышевского.
Соч.: Очерк теории потребностей, СПБ, 1857; Очерк истории политической экономии, СПБ, 1858; Задачи статистики, «Журнал Министерства народного просвещения», 1852, № 5.
Лит.: Чернышевский Н. Г., О поземельной собственности, «Современник», 1857, № 9, 11; История русской экономической мысли, т. 1, ч. 2, М., 1958, гл. 24; Цаголов. Н. А., Очерки русской экономической мысли периода падения крепостного права, М., 1956, гл. 10.

Словарь по культурологии:

Владимир Иванович Верндский (1863-1945)
естествоиспытатель и мыслитель-гуманист, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере. Родился в Харькове, в семье профессора полит. экономии И.В. Вернадского. В 1885 закончил физико-математич. ф-т Петербург. ун-та. С 1890 — приват-доцент минералогии Моск. ун-та, с 1898 по 1911 — проф. того же ун-та. В. участвовал в земском движении в защиту высшей школы, в знак протеста против реакционных мер царского правительства ушел из Моск. ун-та. С 1912 — академик Рос. академии наук, один из организаторов Комиссии по изучению естеств. производительных сил России. С 1922 по 1923 — директор организованного им Гос. радиевого ин-та. В 1927 организовал в АН СССР отдел живого вещества, преобразованный в 1929 в Биогеохимич. лабораторию, являлся ее директором со дня основания и до конца своей жизни.
В своем мировоззрении В. стремился к органич. синтезу естествознания и обществознания, он является одним из создателей антропокосмизма — мировоззренческой системы, представляющей в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) сторону объективной реальности. Будучи широко эрудированным ученым, В. свободно владел многими языками, следил за всей мировой научной лит-рой, состоял в личном общении и переписке с наиболее крупными зарубежными учеными своего времени, что позволяло ему всегда быть на переднем крае научных знаний, а в своих выводах и обобщениях заглядывать далеко вперед.
Осн. целью научных и филос. исследований В. является изучение живого вещества Земли — совокупности обитающих на ней организмов, процессов их питания, дыхания и размножения, эволюции этих процессов в истории Земли и роль человеч. деятельности в преобразовании природных условий. В спец. научных трудах, посвященных минералогии, геологии, биохимии, а также в работах “Живое вещество”, “Пространство и время в неживой и живой природе” он осуществляет ряд серьезных обобщений, охватывающих ближний и дальний космос, земную кору, биосферу, жизнь человека и человечества. Именно В. вводит в научный оборот понятие “живого вещества”, понимая под этим совокупность всех живых организмов Земли. Мыслитель убедительно доказывает, что с возникновением жизни на Земле живые организмы стали активно изменять, преобразовывать земную кору, в результате чего образовалась новая комплексная оболочка Земли — биосфера.
Осн. теор. следствие этих исследований — мысль, развиваемая В. в его фундаментальном труде “Научная мысль как планетное явление”. Сущность этой мысли состоит в том, что объективно констатируемая направленность развития живого не может прекратить свое действие на человека в ныне существующей, далеко не совершенной природе. Человек, согласно этой т.зр., есть “исключительный успех жизни”, но отнюдь не ее предел, homo sapiens служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, к-рые имеют прошлое и, несомненно, должны иметь будущее. Поэтому творч. способности человека должны раздвинуть его еще ограниченное, преимущественно рац. сознание. Огромный вклад мыслителя-гуманиста в сокровищницу рус. культуры — его идея о том, что с возникновением человека на судьбы нашей планеты наряду с живым веществом начинает влиять новый фактор — практич. деятельность человеч. об-ва.
Т.о., ядром теор. построений В. становится учение о ноосфере (см. Ноосфера), к-рую он понимает как реконструкцию биосферы в интересах мыслящего человечества, и о человеке как огромной геол. силе — творце ноосферы. Появление человека в ряду восходящих живых форм, по мнению В., означает, что эволюция переходит к употреблению новых средств — психич., духовного порядка. Эволюция в своем первом мыслящем существе произвела на свет мощное орудие дальнейшего развития — разум, обладающий самосознанием, возможностью глубинно познавать и преобразовывать себя и окружающий мир. Так, человек, возникший как венец спонтанной, бессознат. эволюции, явился началом, вырабатывающим в себе предпосылки для нового, разумно направленного ее этапа. Закономерным рез-том теор. и практич. деятельности человека становится поток информации — разл. рода сведений, знаний, концепций, теорий, в к-рый включены как первоначальные, древние мысли человека о мире и о себе и простейшие изобретения, так и новейшие достижения науки и техники, культурного развития человечества.
Этот информ. поток свидетельствует об образовании новой специфич. оболочки Земли — ноосфере, как бы наложенной на биосферу, но не слитой с ней и оказывающей на последнюю все большее преображающее воздействие. Ноосфера, или сфера разума, — это такое состояние, такой этап в развитии Земли, на к-ром именно научное познание направляет развитие, когда человечество строит свою жизнь, опираясь на истинное знание. Она потому и называется сферой разума, что ведущую роль в ней играют разумные, идеальные реальности — творческие открытия, научные и худож. идеи, к-рые материально осуществляются в реальном преобразовании природы.
Совр. состояние человеч. об-ва В. считал временем зарождения ноосферы. В его работах можно встретить двойственное толкование временной характеристики этого процесса: с одной стороны, ноосфера возникает с самого появления человечества как объективный процесс, с другой — только в наст. время биосфера начинает переходить в ноосферу. Именно в 20 в., по мнению мыслителя, возникают значит. материальные факторы перехода к ноосфере, к осуществлению идеала сознательно-активной эволюции. Во-первых, это “вселенскость” человечества, т.е. “полный захват человеком биосферы для жизни”: вся Земля не только заселена и преобразована, но и используются практически все ее стихии; во-вторых, человеческое единство как природный фактор, настойчиво пробивающий себе дорогу, несмотря на все объективные межнац. и социальные противоречия и конфликты; его действие выражается в создании общечеловеч. культуры, сходных форм научной, техн. цивилизации, в развитии и преобразовании средств связи и обмена информацией; в-третьих, “омассовление” обществ., истор. жизни, когда “народные массы получают все растущую возможность сознат. влияния на ход гос. и обществ, дел”; в-четвертых, открытие новых источников энергии; и, наконец, гл. фактор — рост науки, превращение ее в мощную геол. силу, гл. силу создания ноосферы. Расцвет ноосферы наступит только тогда, когда станет возможным основанное на научных знаниях сознат. управление обществ. процессами и взаимодействием природы и об-ва в глобальном масштабе.
Научная мысль, по В., такое же закономерно неизбежное, естеств. явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеч. разум, и она не может остановиться или повернуть вспять. Наступление периода ноосферы вытекает из всего прошлого развития жизни и есть единственно возможный путь дальнейшего продолжения этого развития уже на его человеческой, социальной стадии, поэтому всякое сопротивление наступлению этого периода должно быть преодолено. Однако, мыслитель предостерегал человечество, предвидя возможность использования научных и техн. открытий в разрушит., антиноосферных целях. В статье “Война и прогресс науки” он предложил создать “интернационал ученых”, к-рый культивировал бы сознание нравств. ответственности ученых за использование научных открытий.
В трудах В. также анализировались многие проблемы методологии и философии науки. Он утверждал, что научное познание расширяется не только путем логич. приемов мышления: его источником служат также вне-научные сферы мышления, философия и религия. Обращаясь к философии, В. подчеркивал сложную природу филос. знания, его зависимость от обыденного, религ. и научного познания, обосновывая, т.о., идею плодотворности взаимодействия всех сфер человеч. культуры в деле созидания ноосферы.
Учение В. о ноосфере и связанных с ней возможностях культурного развития человечества оказало огромное влияние на становление и развитие антропокосмич. и гуманистич. культурных парадигм нашего времени, оно является серьезной и глубокой теор. основой природоохранных мероприятий, борьбы с антропогенным загрязнением окружающей среды, роста экологич. сознания в целом.
Соч.: Очерки и речи. Вып. 1-2. Пг., 1922; Начало и вечность жизни. Пг., 1922; Биосфера. Т. 1-2. Л., 1926; Избр. соч. Т. 1-5. М., 1954-60; Химич. строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965; Живое вещество. М., 1978; Труды по всеобщей истории науки. М., 1988; Письма Н.Е. Вернадской, 1886-1889. М., 1988; Филос. мысли натуралиста. М.. 1988; Письма Н.Е. Вернадской, 1889-1892. М., 1991; Письма Н.Е. Вернадской, 1893-1900. М., 1994; Труды по геохимии. М., 1994; Публицистические статьи. М., 1995.
Лит.: Жизнь и творчество В.И. Вернадского по воспоминаниям современников. М., 1963; Мочалов И.И. В.И. Вернадский — человек и мыслитель. М., 1970; В.И. Вернадский и современность: Сб. статей. М.. 1986; Баландин Р. К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., 1988; ГумилевскийЛ.И. Вернадский. М., 1988; Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский и религия. М.. 1991; Библиография сочинений академика В.И. Вернадского. М., 1991; Аксенов Г.П. Вернадский. М., 1994; Оскоцкий В.Д. Дневник как правда: (Из мемориального наследия В. Вернадского, О. Берггольц, К. Чуковского). М., 1995.
И. В. Цвык.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Советская историческая энциклопедия:

Иван Васильевич (1821-84) — рус. экономист. Проф. политич. экономии Киевского и Моск. ун-тов. Автор книг и статей по политич. экономии, статистике, таможенно-тарифной политике, междунар.-политич. и экономич. проблемам Европы сер. 19 в. Основатель и редактор журн. "Экономич. указатель" (СПБ, 1857-61, всего 310 номеров) и "Экономист" (1858-65). По науч.-теоретич. воззрениям был представителем бурж. т. н. "вульгарной политич. экономии", манчестерской школы в политич. экономии, сторонником фритредерства. В период падения крепостного права в России выступал против крепостничества, помещичьих требований чрезмерно высокого выкупа с крестьян за освобождение. Как сторонник идей бурж. либерализма выступал с критикой социализма. Ратовал против общинного землевладения крестьян. Позиция В. вызвала резкую критику Н. г. Чернышевского. Позднее стал прямым защитником бурж.-капиталистич. порядков.
=====
Соч.: Очерк теории потребностей, СПБ, 1857; Критико-историч. исследование об итальянской политико-экономич. лит-ре до начала XIX в., М., 1849; Политич. равновесие и Англия, М., 1855, (2 изд., СПБ, 1877), Очерк истории политич. экономии, СПБ, 1858; Задачи статистики, "ЖМНП", 1852, No 5.
=====
Лит.: Чернышевский Н. Г., О поземельной собственности, "Современник", 1857, No 9, 11; История рус. экономич. мысли, т. 1, ч. 2, М., 1958, гл. 24.
=====
С. С. Дмитриев. Москва.

Новейший философский словарь:

ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863-1945) — российский естествоиспытатель и мыслитель, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Окончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (1885), профессор Московского университета (1898-1911), академик Российской Академии наук (1912). Организатор и первый президент Украинской Академии наук (1918-1919), Радиевого института, Комиссии по истории науки, философии и техники, Биогеохимической лаборатории, Комиссии по урану АН СССР. Член Чехословацкой (1926) и Парижской (1928) Академии наук. Основные сочинения: «Начало и вечность жизни» (1922), «Биосфера» (1926), «Очерки геохимии» (1927), «Проблемы биогеохимии» (1935) и многие др. Труды В. обогатили естествознание оригинальными идеями и положениями, сыграли значительную роль в становлении многих современных научных дисциплин и современной научной картины мира. В системе философских размышлений В. находились вопросы истории и закономерностей развития научного знания, соотношения эмпирического и теоретического в научном познании, взаимосвязь философии и естествознания, социальные функция научного знания, проблемы социальной ответственности ученых и многие другие. Глубокие философские мысли были высказаны В. относительно пространственно-временной структуры мира, роли симметрии и асимметрии в явлениях жизни и т.д. Центральной в творчестве В. является идея об эволюции жизни на земле в результате появления ее из космоса, о возникновении биосферы и ее движении к ноосфере. На всех стадиях, по мнению В., жизнь продолжает испытывать космическое влияние. После появления из космоса и в дальнейшем вещество биосферы проникается космической энергией. Благодаря ей «оно становится активным, собирает и распределяет в биосфере полученную в форме излучения энергию, превращает ее... в энергию в земной среде свободную, способную производить работу... Твари Земли являются созданиями сложною космического процесса...». На стадии ноосферы человек выходит в космос, человеческий разум становится космической силой. Уже на стадии биосферы жизнь становится главной геологической силой. В ноосфере такой главной геологической силой становится человеческий разум. Центральной движущей силой этого процесса является наука. Путь человека к своей «геологичности» охватывает два аспекта. Во-первых, захват человеком «техникой своей жизни» все новых форм энергии (от мускульной до атомной): «этим путем он... овладел планетой, не только в ее веществе, но и в ее энергии...». Во-вторых, создание и развитие науки и логико-методологического аппарата мысли: «когда мы говорим о науке, мы должны иметь ввиду, что в историческом ходе создания ноосферы, в котором проявляется наиболее резко биогеохимическая организация человечества, три исторических процесса имели наибольшее значение». Это, по В., создание математики, появление научного аппарата системы природы и системы мысли и формирование научного представления о положении человека в космосе. Это движение человеческого разума к статусу космической силы основывается, по мнению В., не только в науке, но и в духовной сфере. Так, идеалы демократии, по В. являются одним из важнейших аспектов сначала стихийного, а потом разумного геологического процесса. Человечество, по В., взятое в целом, становится мощной геологической силой и перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера. Учение В. о переходе биосферы в ноосферу — вершина его естественнонаучного и философского творчества. В. верил в космопланетарную роль научной мысли как новой геологической силы, в единство природных и социальных законов эволюции, в возможность человека и человечества управлять природными и социальными процессами. Тем самым В. продолжил традицию русского космизма — традицию поиска взаимосвязанного развития природного (космического) и антропо-социального в рамках единого коэволю-ционного процесса.

Новая философская энциклопедия:

ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович [28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург – 6 января 1945, Москва] – русский естествоиспытатель-энциклопедист и мыслитель. В 1885 окончил физико-математический факультет Петербургского университета. В 1898–1911 профессор Московского университета. Академик Российской АН (1912); В 1918–19 член-основатель и первый президент Украинской АН. В 1922–39 – директор Государственного радиевого института. В 1928–45 организатор и руководитель Биогеохимической лаборатории АН СССР. Член ряда зарубежных академий.
Исследования Вернадского посвящены минералогии, кристаллографии, основанным им новым разделам науки – геохимии, биогеохимии, космохимии, радиогеологии разработке концепции биосферы и ее перехода в ноосферу, а также истории науки, социальным проблемам, философии. Мировоззренческой канвой его творчества был космизм: природные и социальные процессы на Земле он рассматривал в тесной связи с космическими процессами. Неоднократно высказывал мысль, что «наука неотделима от философии и не может развиваться в ее отсутствии» (Научная мысль как планетное явление. М., 1991, с. 181). Отмечал влияние на науку различных философских течений. По его мнению, позитивную роль для современной науки сыграли концепции А.Бергсона, Я.Смэтса (холизм), А.Н.Уайтхеда, С.Александера. Напротив, философия Гегеля, считал он, уже в 20 в. не отвечала научному методу. В то же время Вернадский подчеркивал, что в конкретной научной работе «никакой философ не может указывать путь ученому, особенно в наше время» (там же, с. 249). Свою собственную позицию называл критическим реализмом, а иногда – философским скептицизмом, который «принимает реалистическое миропредставление, как оно научно выявляется, как единственную возможность, и не признает ни религиозных, ни философских представлений, как ему равноценных» (там же, с. 249). Научные понятия представляют собой «максимально точные» в данный момент образы реальности, уточняющиеся в ходе научного прогресса. Наука в социальной жизни «резко отличается от философии и религии тем, что она по существу едина и одинакова для всех времен, социальных сред и государственных образований» (там же, с. 76). Научную мысль считал новой, ранее отсутствовавшей геологической силой.
Термином «научное мировоззрение» Вернадский обозначал «представления о явлениях», доступных рациональному исследованию, а также «определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания» (Труды по всеобщей истории науки. М., 1988, с. 51). Важнейшим компонентом такого мировоззрения является научная картина мира. Он отмечал разрыв между физической картиной мира и натурализмом, в который входит изучение элементов живого. В истории научной мысли обе картины мира развивались достаточно независимо, но после создания теории относительности, отмечал Вернадский в начале 20-х гг., мы находимся на пороге нового великого синтеза знаний о природе. Он существенно обогатил концепцию пространства-времени, разрабатывая представления о неоднородности и анизотропии пространства (в кристаллографии, биологии), о разных типах времени (не только физического, но и биологического, геологического). Жизнь нашей планеты – явление космическое. Поэтому он защищал концепцию «вечности жизни», а не ее самозарождения на Земле (жизнь – «вечное проявление реальности»). Крупным вкладом мыслителя в научную картину мира явилась концепция биосферы, т.е. сферы существования живого на Земле. Динамическое равновесие, организованность биосферы поддерживается космическими факторами. Ее эволюция рассматривалась им в качестве целостного процесса взаимодействия живого и неживого («косного»), в котором видообразование и эволюция биосферы тесно взаимообусловлены. Неотделимая часть строения биосферы – человек как проявление природного процесса эволюции. В человеке Вернадский видит деятельное существо, активно преобразующее природные условия с помощью своего разума. Это не homo sapiens, a homo sapiens faber, т.е. существо, создающее орудия труда для дальнейшей деятельности. По своей мощности антропогенные воздействия на природу сравнимы с геологическими силами. Человек способен воздействовать и на «проявления космических соотношений». Эволюция человека не завершена. Он является лишь промежуточным звеном в длинной цепи существ, и наши потомки будут иметь более совершенный мыслительный аппарат, чем мы. Вернадский обосновывал мысль, что дальнейшее биологическое развитие человека приведет к реализации идеала автотроф-ности человечества, т.е. к достижению его независимости от других форм жизни путем искусственного синтеза пищи. Это будет иметь и огромные моральные последствия. Анализируя антропогенную деятельность, он пришел к выводу, что сейчас совершается процесс перехода биосферы в ноосферу (от греч. – разум). Ноосфера – «царство разума человеческого». Она представляет собой «последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней» (Философские мысли натуралиста. М., 1988, с. 510). Ноосферогенез определяется прежде всего ростом науки и основанного на ней труда человечества. К его предпосылкам помимо охвата научной мыслью всей планеты и свободы научного творчества относится достижение единства всего человечества, открытие новых источников энергии, отказ от войн и все, что должно обеспечить, согласно концепции мыслителя, развитие личности. Дальнейшее расширение ноосферы будет связано с выходом человечества в космос.
Сочинения:
1. Избр. соч. в 5 т. М., 1954–1960;
2. Очерки и речи, вып. 1–2. М., 1922;
3. Очерки геохимии. М. – Л., 1927 (4-е изд. М., 1983);
4. Проблемы биогеохимии, ч. 1. Л., 1934 (2-е изд. М. – Л., 1935);
5. Живое вещество. М., 1987;
6. Философские мысли натуралиста. М., 1988;
7. Труды по всеобщей истории науки (2-е изд.). М., 1988;
8. Труды по истории науки в России. М., 1988;
9. Биосфера и ноосфера. М., 1989;
10. Научная мысль как планетное явление. М., 1991;
11. Живое вещество и биосфера. М., 1994;
12. Труды по геохимии. М., 1994;
13. Публицистические статьи. М., 1995;
14. О науке, т. 1: Научное знание; научное творчество; научная мысль. М., 1997.
Литература:
1.  Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский (1863–1945). М., 1982;
2. «Прометей». Историко-биографический альманах. М., 1988, т. 15;
3. Научное и социальное значение деятельности В.И.Вернадского. Л., 1989;
4. Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избр. труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993;
5. Яншина Ф.Т. Эволюция взглядов В.И.Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М., 1996.
В.В.Казютинский

Словарь русских фамилий:

Родоначальник Вернадских литовский шляхтич Верна, который во время войн Украины с Польшей перешел на сторону Богдана Хмельницкого. Потомки Верны стали писаться Вернацкими, а затем, начиная с деда, выдающегося советского геохимика и минералога, Вернадскими. Остается предположить, что Верна было одной из производных форм католического имени Бернард, которое у славян видоизменялось в Бернад, Вернад, Вернат и др. (Ф)

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru