Определение слова «ВЕЛЕС»

Большой энциклопедический словарь:

ВЕЛЕС (Волос) — "скотий бог" в славяно-русской мифологии, покровитель домашних животных и бог богатства.

Большая советская энциклопедия:

Велес
Волос, древнеславянское языческое божество, считавшееся покровителем скота («скотий бог».) Культ В. был известен в 10 в. в Киеве, Новгороде, позже — в Ростовской земле. В чешских памятниках 15—16 вв. упоминается в ином значении — в смысле нечистой силы. После принятия христианства официальный культ В. был уничтожен, но в крестьянском быту роль покровителя скота была перенесена на св. Власия, день празднования которого совпадал с временем зимнего отёла (начало февраля), а также из-за сходства имён.

Толковый словарь Даля:

велес
ВЕЛЕС м. ряз. (велец. велеть? великий?) укорно, повелитель, распорядитель, указчик. Велибный? кур. высокий и сухопарый. Велебный, чествуют епископов в зап. губ.

Советская историческая энциклопедия:

Волос, — др.-слав. языч. божество, считавшееся покровителем скота ("скотий бог"). Культ В. известен в 10 в. в Киеве, Новгороде, позже — в Ростовской земле. В источниках мало сведений о В. Предполагается, что В. — бог племени новгородских словен (Н. P. Лавров), бог богатства и торговли (В. О. Ключевский), покровитель пастухов и поэтов (Д. С. Лихачев). Основываясь на упоминании В. в чеш. памятниках 15-16 вв. Л. Нидерле считал его общеслав. божеством. После принятия христиан- ства офиц. культ В. был уничтожен, но в крест. быту роль покровителя скота была перенесена на св. Власия в связи с совпадением времени празднования его дня с временем зимнего отела скота (начало февраля) и сходством имен. Ряд исследователей вслед за А. Н. Веселовским считает культ В. отражением культа визант. св. Власия (ум. 316).
Лит.: Лавров Н. P., Религия и церковь, в кн.: История культуры Др. Руси, т. 2, М.-Л., 1951; Нидерле Л., Слав. древности, М., 1956, с. 179-280.
=====
Я. Н. Щапов. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

велес
ВЕЛЕС -а; м. [с прописной буквы] У древних славян-язычников: божество — покровитель домашнего скота и бог богатства. Вероятно, Велес считался также и покровителем искусства, т.к. в "Слове о полку Игореве" Боян назван Велесовым внуком. После принятия христианства покровителем скота в народных поверьях стал святой Власий.

Мифологическая энциклопедия:

Волос, в славянской мифологии бог. В древнерусских источниках (начиная с договора русских с греками 907 в «Повести временных лет») выступает как «скотий бог» — покровитель домашних животных — и бог богатства. В договорах с греками В. соотнесен с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог — Перун — с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол В., по-видимому, на Подоле (в нижней части города). В социальном аспекте это же различие проявлялось в том, что В. считался богом «всей Руси», а Перун — богом княжеской дружины. В христианскую эпоху В. был ассимилирован и заменен христианским покровителем скота св. Власием (сыграло роль и звуковое соответствие имен). Следы культа В. (чаще всего под видом почитания св. Власия) сохранились по всему русскому Северу, где были известны и каменные идолы В., и легенда о святилище В. В новгородских и других северорусских иконах, в молитвах св. Власию явственна связь его культа со скотом. Характерно также переплетение культа В. — Власия с почитанием медведя как хозяина животных. Называние Бояна «Велесовым внуком» в «Слове о полку Игореве» может отражать древнюю связь культа В. с обрядовыми песнями и поэзией. Связь В. с сельскохозяйственными культами очевидна из восточнославянского обычая оставлять в дар божеству несжатыми несколько стеблей хлебных злаков — волотей, называемых «Волосовой бородкой». В своей языческой функции В. воспринимался позднейшей православной традицией (в той мере, в какой она его не ассимилировала, отождествив со св. Власием) как «лютый зверь», «черт», отсюда костромское елс — «леший, черт, нечистый», диалектные волосатик, волосень — «нечистый дух, черт»; это же позднейшее значение — «черт» известно и в родственном чеш. Veles — «злой дух, демон» (тексты 16-17 вв.). Об общеславянском характере В. свидетельствует и наличие соответствий русскому В. в южнославянской традиции, где, как и у восточных славян, с именем этого бога связывается название созвездия Плеяд (др.-рус. Волосыни, болг. Власците, сербо-хорв. Влашиh и др.); ср. также имя вилы Вела в македонском фольклоре. Сопоставление общеслав. Velsъ, Volsъ с родственным балтийским именем бога загробного мира Велса, а также и с генетически сходными образами в ведийской мифологии (ср. демона Валу, пожирающего скот) позволяет предположить, что в исходном основном мифе славянской мифологии В. был противником громовержца Перуна.Лит.: Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974; Jakobson R., The Slavic god Veles and his Indo-European cognates, в кн.: Studi linguistici in onore di Vittore Pisani, Torino, 1969. В. В. Иванов, В. Н. Топоров.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Велес, -а

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Только др.-русск. Велесъ – языческий бог (СПИ). Это название пытались связать с болг. местн. н. Велес (в Македонии), ср.-греч. , , алб. Vls (Дринов, AfslPh 2, 170) и доказать значительную древность этого божества, но все это нельзя признать достоверным. Наряду с этим богом в древней Руси почитался бог Волосъ, которого пытались отождествить с Велесом, но история языка не дает для этого оснований, вопреки Ягичу (AfslPh 37, 502). Нидерле (RES 3, 117) и Погодин (ЖСт. 18, вып. 1, 105 и сл.) правильно отделяют оба названия друг от друга, но Погодин неверно считает Велесъ балт. словом.
В морфологическом отношении это название напоминает образования типа blesъ от blъ русск. белый. В таком случае оно было бы родственно ст.-слав. велии "большой"; см. великий (ср. Крек у Ляпунова, AfslPh 9, 316). Менее очевидно сближение с велетъ "исполин" (Брюкнер, KZ 43, 313) или с лит. vls "души умерших" (Брюкнер, KZ 50, 180 и сл.; AfslPh 40, 10 и сл.). Абсолютно неприемлемо объяс- нение Нидерле (там же): Велесъ = "черт" (ср. чеш. veles – то же), происшедшее из "Ваал". Невероятно также предположение Махека (RES 23, 62 и сл.) о праслав. *Velsъ (в таком случае было бы понятно только русск. Волосъ, но не Велесъ), которое возникло через метатезу из *Selvъ и якобы связано с др.-инд. Carvas, авест. saurva-. Чеш. слово он объясняет как заимств. из русск. Наконец, неудовлетворительно сравнение Потебни (СПИ), который сравнивает Велесъ с греч. "мужской", лат. verrs, др.-инд. vrati "идет дождь", vran- "оплодотворяющий".
••
[См. еще Топоров, КСИС, 30, 1961, стр. 29 – 32. – Т.]

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Волос.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru