Определение слова «ВАРРОН»

Большой энциклопедический словарь:

ВАРРОН (Varro) (116-27 до н. э.) — римский писатель и ученый-энциклопедист. Автор ок. 74 работ (большинство до нас не дошло) по истории литературы, философии, истории, математике и др. Сохранилось целиком "Сельское хозяйство". Организовал в Риме публичную библиотеку.

Большая советская энциклопедия:

Варрон
Марк Теренций (Marcus Terentius Varro) прозвище Реатинский от г. Реате (Сабинская область), где родился] (116—27 до н. э.), римский писатель и учёный. С юных лет жил в Риме, затем в Афинах. В качестве легата Г. Помпея (См. Помпей) участвовал в войне в Испании против Цезаря. После примирения с Цезарем по его поручению В. организовал в Риме публичную библиотеку.
В. — учёный-энциклопедист, о чём свидетельствует широта его интересов (поэзия, история литературы, риторика, лингвистика, философия, история, география, математика, юриспруденция, сельское хозяйство) и обилие написанных им трудов (около 74 работ, в большинстве не дошли до нас). Главное сочинение: «Старина в людском быту и в обрядах богослужебных» (дошли только отрывки); «Латинский язык» (из 25 книг дошли с 5-й по 10-ю; 5-я и 6-я целиком, остальные в отрывках, русский перевод в сборнике: «Античные теории языка и стиля», 1936); «Изображения» (или «Седьмицы») — собрание биографий 700 знаменитых римлян и греков с их портретами, считающееся первым в латинской литературе иллюстрированным трудом (не дошло); «Энциклопедия» — изложение разных отраслей знания (не дошло); «Сельское хозяйство» (сочинение сохранилось целиком, русский перевод с комментариями и вступительной статьей М. Е. Сергеенко, 1963) — руководство по полевому хозяйству, скотоводству и приусадебному хозяйству (разведение домашней птицы, пчёл, рыбы), интересно обилием бытовых подробностей и сведений о жизни италийской деревни; «Менипповы сатиры» русский перевод (отрывки из «Менипповых сатир»), [в книге: Помяловский И., М. Теренций Варрон Реатинский и Мениппова сатира, 1869] — подражание сатирическим диалогам философа-киника Мениппа (3 в. до н. э.), в которых проза и стихи перемежаются; в них В. нападает на пороки современников, восхваляет старинные нравы и простую жизнь древних римлян (сохранились отрывки).
Соч.: Rerum rusticarum libri tres, Lpz., 1929; De Lingua latina, par J. Collart, P., 1954.
Лит.: Dahimann Н., М. Tyarro, в кн.: Paulys Realencyclopdie der classischen Alterturnswissenschaft, Suppl-Bd 6, Stuttg., 1935, S. 1172.
М. Е. Сергеенко.

Советская историческая энциклопедия:

Марк Теренций (Marcus Terentius Varro) (116-27 до н. э.) — рим. писатель и ученый. Род. в богатой и политически влият. семье в г. Реате Сабинской обл. (почему и называется иногда Реатинским). Сторонник Помпея и сенатской партии, прошел ряд магистратур до претора включительно. Участвовал в войне с пиратами; во время войны Цезаря с Помпеем (49-48 до н. э.) Помпей вверил ему защиту Зап. Испании, но В. вынужден был сдаться Цезарю. Цезарь простил его и поручил организовать в Риме публичную б-ку (греч. и лат.). Марк Антоний объявил В. вне закона, и ему едва удалось спастись. По окончании Гражданских войн в Риме В. целиком занялся науч. деятельностью, к-рой и раньше посвящал много времени.
=====
В. — энциклопедист, о чем свидетельствует широта его интересов (поэзия, история лит-ры, риторика, лингвистика, философия, история, география, математика, юриспруденция, с. х-во) и обилие написанных им трудов (более 600 кн.). Гл. соч.: "Старина в людском быту и в обрядах богослужебных" ("Antiquitatum rerum humanarum et divinarum libri 41") (дошли только отрывки); "Лат. язык" ("De lingua latina") (из 25 кн. дошли 5-10; 5 и 6 целиком, остальные в отрывках); "Седьмицы" ("Hebdomades") — первое в лат. литературе иллюстрированное сочинение, содержавшее 700 портретов знаменитых римлян и греков с краткой справкой о каждом (утеряны); "Энциклопедия" ("Disciplinarum libri 9") — изложение разных отраслей знания (грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка, медицина, архитектура) (утеряна); "С. х-во" ("Rerum rusticarum libri 3") — руководство по полевому х-ву, скотоводству и приусадебному х-ву (разведение домашней птицы, пчел, рыбы), интересно обилием бытовых подробностей и сведений о жизни итал. деревни. (Сохранилось целиком. Рус. пер. "Сел. х-во", кн. 2, пер. М. Сергеенко в книге "Катон, Варрон, Колумелла, Плиний о с. х-ве", 1937; 2 изд. (без перемен), 1957); "Менипповы сатиры" ("Saturae Menippeae") — подражание сатирич. диалогам философа-киника Мениппа (3 в. до н. э.), в к-рых проза и стихи перемежаются; в них В. нападает на пороки современников, восхваляет старинные нравы и простую жизнь древних римлян. (Сохранились многочисл. заглавия и отрывки).
=====
Лит.: Помяловский И. В., М. Теренций Варрон Реатинский и Мениппова сатира, СПБ, 1869; Boissier G., tude sur la vie et les ouvrages de M. T. Varron, P., 1861; Dahlman H. M., T. Varron, в кн.: R-W-К, Suppl., Bd 6, S. 1172..., Stutt., 1935.
=====
M. E. Сергеенко. Ленинград.

Новая философская энциклопедия:

ВАРРОН, Марк Теренций Варрон Реатинский (Marcus Terentius Varro Reatinus) (116 до н.э., Рим – 27 до н.э., Реате) – римский государственный деятель, писатель, ученый-энциклопедист. Принадлежал к сословию всадников. Получил строгое староримское образование, среди своих учителей часто упоминает грамматика стоической школы Люция Элия Стилона. Ок. 84–82 в Афинах слушал лекции Антиоха Аскалонского. Варрон – образец универсального ученого-филолога эллинистического типа, не ограниченного рамками отдельной дисциплины, знатока-эрудита; автор множества сочинений (из которых сохранились полностью только «О сельском хозяйстве» и 6-я книга «О латинском языке», остальные дошли во фрагментах или известны по названиям). В гражданской войне 49 выступал против Цезаря; однако в 47 Цезарь, ценя ученость Варрона, поручает ему организацию государственной библиотеки в Риме. Варрон писал по истории римского народа («Старинные установления человеческие и божественные» в 41 кн. – древнейший период становления Рима, законы, религия и культы римлян, сводка в 9 кн. была популярна от Вергилия до Макробия; «О жизни римского народа», «О происхождении римлян» и др.), по истории литературы («О поэтах», «О сценических представлениях», «О комедиях Плавта» и др.), по языкознанию («О латинском языке», «О происхождении латинского языка», «О сходстве слов» и др.). Для истории педагогики огромное значение имели написанные ок. 33/34 сочинения «Науки» (Disciplinae), в которых Варрон соединил достижения греческой (Платон, Исократ) и римской (Катон) педагогической мысли и определил круг дисциплин, необходимых для воспитания свободного гражданина: грамматика – риторика – диалектика; музыка – арифметика – геометрия – астрономия; медицина – архитектура. Первые три и следующие четыре составили впоследствии как «тривиум», так и «квадривиум» – систему «семи свободных искусств» (в которую не были включены медицина и архитектура).
Философская проблематика представлена в сочинениях «О форме философии», «О началах чисел» (сочинение, отразившее повышенный интерес к пифагореизму в Риме, посвященное пифагорейской символике чисел и повлиявшее на Авла Геллия, Макробия, Фавония Эвлогия, Марциана Капеллу, Цензорина), а также в написанной под влиянием Антиоха Аскалонского книге «О философии». Варрон дает здесь обоснование этики и учение о благе (рефераты у Августина, De civ. Dei XIX 1–3). Он признает 288 теоретически возможных этических позиции, четыре основных естественных состояния (наслаждение-voluptas, отсутствие боли – quies, совмещение того и другого, первичное природное состояние в целом – universaliter prima naturae), стремление к которым может или соотноситься, или соотноситься и не соотноситься, или не соотноситься с добродетелью (34 = 12); число позиций увеличивается вдвое (24) в силу того, что их можно проводить ради себя самого и ради других (differentia ex vita sociali); еще вдвое (48) в силу того, что цель может быть достоверной и вероятной (differentia ex Academicis novis); еще вдвое (96) при киническом и некиническом подходе (differentia ex Cynicis); и втрое (288) при соотнесении либо с созерцательной (vita otiosa), либо с деятельной жизнью (vita negotiosa), либо с той и другой вместе. Однако, поскольку отличительные особенности этических позиций не имеют прямого отношения к высшему благу (finis bonorum), их число реально ограничивается 12. Варрон известен также как автор «Менипповых сатир», одна из которых посвящена различным философским направлениям (): ее фрагмент показывает, что классификации Варрона им самим могли восприниматься как игра ума. Вкус Варрона к числовым спекуляциям отразился на структуре ряда нефилософских сочинений, ср. 99 раздела трактата «О сельском хозяйстве» или 2777+14=700 разделов книги «Образы» (Imagines), посвященной выдающимся грекам и римлянам.
Варрону принадлежал цикл диалогов по отдельным вопросам философии и педагогики (т.н. «Логисторики»): «Курион о почитании богов», «Марий о судьбе», «Кат о воспитании детей», «Аттик о числах» и др. Варрон чужд академическому скепсису и считает необходимым принимать certa dogmata; в духе Антиоха Аскалонского развивает преимущественно практическую философию, цель которой – высшее благо, достижимое путем объединения естественных удовольствий и добродетелей, что приводит от vita beata через vita beatior к vita beatissima – блаженнейшей жизни, которая является не только созерцательной (otiosa), но и деятельной.
Ряд сообщений о воззрениях Варрона можно найти у Цицерона и Авла Геллия. Августин (De civ. Dei IV 27, VI 5, VI 12) сообщает о трехчастном делении теологии у Варрона на «мифическую», «природную» и «гражданскую» (ср. аналогичное деление у Панэтия). Стоическое влияние (Панэтия, через того же Антиоха) можно усмотреть в воззрении Варрона на бога как на душу, которая своим движением и мыслью правит миром, и в учении о душе как пневме. О влиянии и значении Варрона можно судить по тем эпитетам, которыми его награждали современники и потомки: «муж выдающегося дарования и всевозможной учености» (Цицерон); «ученейший из римлян» (Сенека); «образованнейший» (Симмах); третий (наряду с Вергилием и Цицероном) «великий светоч римлян» (Петрарка).
Сочинения:
1. Langenberg G. (Hg.). M.Terentii Varronis Liber de philosophia, Ausgabe und Erklrung der Fragmente (Diss.). Kln, 1959.
Литература:
1.  Delia Corte F.Varrone. Genova, 1954;
2. Boyanc P. Sur la thologie de Varron. – «Revue des Etudes Anciennes», 1955, 57, p. 57–84;
3. переиздание: Etudes sur la religion romaine. Rom, 1972, p. 253–282;
4. Idem. Les implications philosophiques des recherches de Varron sur la religion romaine. – «Atti del Congresso internazionale di Studi Varroniani», V. 1, Rieti, 1976, p. 80–103;
5. Entretiens sur l’antiquit classique (Fondation Hardt), t. IX (Varron). Vanduvre – Gen., 1963 (библиогр.);
6. Skydsgaard J.E. Varro the Scholar. Cph., 1968;
7. Dahlmann H. Varroniana. – ANRW I 3 (1973).
Ю.А.Шичалин

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru