Определение слова «ВАЛЛА»

Большая советская энциклопедия:

Валла
(Valla)
Лоренцо (1405 или 1407, Рим, — 1.8.1457, там же), итальянский гуманист. С 1448 секретарь при папском дворе. Доказал подложность «Константинова дара» (См. Константинов дар), явившись, таким образом, одним из предшественников исторической критики текстов. В трактате «О наслаждении как истинном благе» (1431) защищал философию и этику Эпикура, которую противопоставлял христианскому аскетизму и этике стоиков. Резко выступал против средневековой схоластической логики и диалектики («Диалектические опровержения... », 1439, изд. 1499); подверг острой критике монашество. Стремился к обновлению классической латыни («Об изяществе латинского языка», 6 кн., 1471).
Соч.: Scritti filosofici е religiosi, Firenze, 1953; О наслаждении (отрывок), в кн.: История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 485—97.
Лит.: Корелин М. С., Этический трактат Л. Баллы «Об удовольствии и об истинном благе», «Вопр. философии и психологии», 1895, кн. 29 и 30; Хометовская А. И., Лоренцо Валла—великий итальянский гуманист. М.—Л., 1964; Gaeta F., Lorenzo Valla, Napoli, 1955.
З. Н. Мелещенко.

Советская историческая энциклопедия:

(Valla), Лоренцо (1407 — 1.VIII.1457), итал. гуманист. В 1435-48 жил при дворе Альфонса Арагонского, затем был на службе у рим. пап Николая V и Каликста III. В диалоге "О на слаждении как истинном благе" ("De voluptate ас de vero bono", 1431), выступив с защитой эпикуреизма, отстаивал принципы гуманистич. морали, призывал следовать велениям человеческой природы и сделать целью жизни достижение счастья и наслаждения. Нападая на ср.-век. идеологию аскетизма, В. в диалоге "О монашеском звании" ("De professione religiosorum", напис. 1442) отрицал институт монашества. Будучи крупнейшим знатоком латыни, В. требовал возвращения от искаженной, варварской латыни к классической (трактат "Шесть книг о красотах латинского языка"; "Elegantiarum latinae linguae libri VI", 1444). Он использовал оружие филологич. критики в борьбе против церк. авторитетов (выявил множество ошибок в канонич. лат. переводе Библии ("Примечания к Новому завету"; "In Novum testamentum... adnotationes", 1449). В трактате "О ложности дара Константина" ("De falso credita et ementita Constantini donatione Declamatio", 1440, впервые издан в 1517 У. фон Гуттеном) В., опираясь на ист. и филологич. доводы, неопровержимо доказал подложность т. н. "Константинова дара", на к-ром папство основывало свои притязания на светскую власть. Объявив политич. власть пап тысячелетней узурпацией, обусловившей испорченность церкви и тиранич. господство духовенства, В. призывал государей Европы лишить пап их терр. владений. Только покровительство Альфонса Арагонского спасло В. от расправы инквизиц. трибунала.
=====
Соч. (кроме указ. в статье): Scritti filosofici е religiosi, Firenze, 1953.
=====
Лит.: Ревякина Н. В., Политич. значение трактата Л. Валлы "Заявление о ложном и вымышленном дарении Константина", "ВМГУ", 1961, No 4, Сер. 9; ее же, Из истории этич. учений эпохи Возрождения, там же, 1962, No 2, Сер. 9; Корелин М. С., Этич. трактат Лоренцо Валлы "Об удовольствии и об истинном благе", "Вопр. филос. и психол.", 1895, кн. 29 и 30; Gaeta F., Lorenzo Valla, Napoli, 1955.
=====
M. Л. Абрамсон. Москва.

Новая философская энциклопедия:

ВАЛЛА (Valla) Лоренцо (ок. 1407, Рим – 1 августа 1457, Рим) – итальянский гуманист эпохи Возрождения, философ, филолог, историк. Происходил из семьи римского юриста, служившего в папской курии. Уже в юности в совершенстве овладел латинским языком, изучал греческий, с увлечением читал античных авторов, проявляя особый интерес к проблемам этики, филологии, риторики. В 1431–33 преподавал риторику в университете Павии. В эти годы закончил 2-ю редакцию этико-философского сочинения «Об истинном и ложном благе» (De vero falsoque bono), написанного в форме диалога (в 1-й редакции – «О наслаждении как истинном благе», «De voluptate ас de vero bono», 1431, рус. пер. 1989). В нем дискуссию о высшем благе ведут три собеседника – стоик, эпикуреец и христианин. Стоик говорит о враждебности природы человеку, наделившей его склонностью к порокам, а не к добродетели, эпикуреец – о возможности достичь блага, данного людям от природы и состоящего в наслаждении; христианин не согласен со стоиком и, как и эпикуреец, отождествляет высшее благо с наслаждением, но осуждает тягу человека к земным радостям. Однако апология последних в речи эпикурейца столь выразительна, что не оставляет сомнений в симпатиях Баллы: наслаждение полезно человеку, тогда как страдания пагубны, важна лишь разумная мера в стремлении к удовольствиям.
В 1435–47 Валла служил секретарем у Альфонса Арагонского, правителя Неаполитанского королевства. В 1439–40 им было написано философско-теологическое сочинение «О свободе воли» (De libera arbitrio, рус. пер. 1989), где он утверждал, что первородный грех не исказил волю человека, сохранившую способность самостоятельного выбора между добром и злом. В «Диалектических диспутах» (Dialecticae disputationes contra Aristotelikos, 1439, изд. 1499) он поставил под сомнение непререкаемый для схоластов авторитет Аристотеля в вопросах логики. К неаполитанскому периоду относятся и остро антицерковные сочинения Баллы, создание которых стало возможным в обстановке противоборства Альфонса Арагонского и папы Евгения IV. В диалоге «О монашеском обете» (1439–43, рус. пер. 1963) объявлялся противоестественным сам институт монашества с его аскетизмом и отречением от мирской жизни. В «Рассуждении о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» (De falso credita et emendita Constantini donatione Declamatio, 1440, изд. 1517, рус. пер. 1963) Валла, опираясь на свои познания в истории, лингвистике, археологии, географии, нумизматике, доказал подложность документа, в течение многих веков служившего основанием для притязаний папства на светскую власть. «Рассуждение» стало образцом новаторской исторической критики текста. В Неаполе Валла работал над 3-й, расширенной редакцией диалога «Об истинном и ложном благе». В 1444 Валла был привлечен к инквизиционному суду, от которого его спасло заступничество короля Альфонса Арагонского; он выступил с защитой своих взглядов в «Апологии против клеветников» (1444).
При новом папе, Николае V, Валла в 1448 вернулся в Рим, став секретарем курии; в 1450 начал преподавать риторику в Римском университете. В теории ораторского искусства он отдавал предпочтение не Цицерону, как большинство гуманистов, а Квинтилиану. Валла продолжил в Риме редактирование диалога «Об истинном и ложном благе», создав четвертый вариант этого сочинения, а также написал 2-ю и 3-ю редакции «Диалектических диспутов». Главным трудом последних лет стали «Примечания к Новому Завету», где различные кодексы греческого текста Нового Завета сопоставлялись с его латинским переводом, – пример исторической критики текста. Напечатанные в 1505 «Примечания» способствовали формированию идей Реформации.
Сочинения:
1. Opera omnia, a cura di .Garin, v. 1–2. Torino, 1962;
2. в рус. пер. – В кн.: Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963;
3. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.
Литература:
1.  Ревякина Н.Б. Творческий путь Лоренцо Валлы и его философское наследие. – В кн.: Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989;
2. Gaeta F. Lorenzo Valla. Filosofia e storia nell’ umanesimo italiano. Napoli, 1955;
3. Camporeale S.I. Lorenzo Valla. Umanesimo e teologia. Firenze, 1972;
4. Lorenzo Valla e umanesimo italiano. Padova, 1966;
5. Fubini R. Umanesimo e secolarizzazione da Petrarca a Valla. Roma, 1990.
Л.M.Брагина

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru