Определение слова «Упанишады»

Большой энциклопедический словарь:

УПАНИШАДЫ (санскритское — сокровенное знание) — заключительная часть вед, их окончание ("веда-анта"); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. веданты. Из св. 200 упанишад ок. 10 считаются главными. Время создания 7-3 вв. до н. э. — 14-15 вв. н. э. Разнообразное содержание упанишады подчинено практическим целям достижения духовного освобождения. В центре упанишады — учение о тождестве брахмана и атмана.

Словарь по культурологии:

(санскр. – сокровенное знание) – заключительная часть вед, их окончание; основа всех ортодоксальных религиозно-философских систем Индии. Разнообразное содержание упанишад подчинено практическим целям достижения духовного «освобождения».

Большой словарь иностранных слов:

[санскр.] – 1) “священные” книги индусов; содержат изречения, притчи, диалоги и рассказы, в которых участвуют браманы, цари, боги; 2) буддийская мистическая секта

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

Произведения, составляющие завершающий цикл канонич. свода Вед, сложившийся в осн. в VII—VI вв. до н. э.; объединяется с араньяками названием Веданта. Слово "упанишад" означает "сокровенное учение" (букв, подсаживание (ученика к учителю)), доступное лишь избранным. Выделяют 6 древнейших прозаич. У.: "Брихадараньяка", "Чхандогья", "Тайттирия", "Айтарея", "Каушитаки" и "Кена" (наполовину стихотворная). Позднее сложились стихотворные "Катхака", "Иша", "Шветашватара", "Мундака" и "Маха-Нараяна", еще позднее — прозаич. "Прашна", "Майтраяния" и "Мандукья". Название У. носит еще около 200 произведений, но они создавались много позже (на всем протяжении ср. веков) в подражание древним У. Формально У. продолжают традицию Вед, но содержание их не ограничивается ритуальными, мифологич. и космогонич. темами предшествующей лит-ры. Не отрицая традиционные ритуальные толкования брахман и развивая их, они проповедуют новые идеи и учения, основывающиеся на положении о предпочтении "внешнему" ритуалу "внутреннего", отвечающего "должному почитанию" (упасана) божества. Внимание сосредоточивается на символике обряда, и У. посвящены уже не столько толкованию правил ритуальных действий, сколько отвлеченным от него и более глубоким проблемам мироздания и человеч. бытия. С У. начинается развитие философской и научной мысли древней Индии. Центральными в учениях У. становятся разрабатываемые в них понятия Брахмана и Атмана. Первое эволюционирует от ранних текстов Вед, где оно означает "свящ. слово", до отвлеченного понятия "божественной сущности мироздания", первопричины бытия, в У. приобретая значение, близкое философскому понятию Абсолюта. В "Брихадараньяке" Брахман определяется как высшая реальность, неописуемая в позитивных выражениях, единственное действительное, существующее за внешними явлениями мира, в к-рых оно выражается. С ним сопоставляется в У. Атман ("душа", в санскрите также возвратное местоимение, означающее "себя", собственное существо в противопоставлении внешнему миру); это — сокровенная сущность человека, к-рая остается, если отвлечься от всего внешнего, включая органы чувств. Она бессмертна и остается, когда после смерти тела чувства и мысль и органы их исчезают, растворяясь в стихиях. В основе учения У. — идея тождества Брахмана с Атманом; в "Чхандогье" она выражена сжато в изречении мудреца Уддалаки Аруни: "ты еси то " (тат твам аси), т. е. все, что тебя окружает, едино с тобою. С этим положением тесно связано в У. учение о карме, к-рое составляет впоследствии самую характерную черту инд. религий. Карма (букв, деяние) — то, что остается от человека после смерти и физического исчезновения.
В У. развивается восходящее к "Ригведе" представление о двух путях после смерти. Знание истины (постижение тождества Брахмана и Атмана) ведет после смерти "путем богов" (дэваяна) в мир вечного блаженства (мир Брахмана, Брахмалока), откуда нет возврата. Ограничивающиеся предписанной обрядностью идут "путем предков" (питрияна) и после ряда превращений возвращаются в круговорот бытия (мир сансары), чтобы прожить новую жизнь, вновь умереть и вновь родиться, если остается необретенной высшая истина. Новое рождение на более высокой или более низкой ступени в иерархии мирского существования (в нее кроме людей включаются и небожители и животные) зависит от кармы — итога добрых и дурных деяний в предшествующей жизни. Новые учения У. еще связаны в своем становлении с древними мифологич. представлениями. К ним восходит получающее развитие в У. магическое учение о дыхании-ветре (прана) как единственном божественном начале, дающем жизнь и движение природе; в дальнейшем это животворное начало рассматривается как один из аспектов Атмана. С Атманом отождествляется также переосмысляемое в У. понятие пуруши, к-рый рассматривается как некая всепроникающая субстанция, одушевляющий живые существа принцип (также отождествляется с праной). Важное место занимает в У. неразрывно связанное с ритуальной символикой учение Праваханы Джайвали о "пяти огнях" (панча-агни-видья), сакрализующее рождение человека и объединяющее его с природными процессами. Учение Уддалаки о карме в "Чхандогье" основывается на космогонич. теории, утверждающей начало вещей в "Сущем" (cam), к-рому противопоставляется "He-сущее" (асат), возвращение к "Сущему" и заключает в себе тайну посмертной судьбы человека. В У. исследователи отмечают и отражение наивно-материалистич. или гилозоистических представлений о мироздании, восходящих к древнейшей эпохе. В "Чхандогье" приводится материалистич. толкование понятия Атмана; в "Шветашватаре" упоминается космогонич. теория, согласно к-рой мир возник в силу "собственной природы" (свабхава), в чем усматривают зарождение концепции "естественного закона". С др. стороны, утверждение тождества Атмана Брахману породило опасность отрыва познающей мысли от реальности окружающего мира. Атман как чистое сознание провозглашается в У. единственной реальностью и единственным объектом познания; Брахман, с ним отождествляемый, признается между тем непознаваемым в конечном итоге. В "Брихадараньяке" Яджнавалкья отрицает возможность позитивного познания Атмана, поскольку она предполагает "двойственность", к-рая исключается признанием единственной реальности познающего духа. Мудрец обращается к мистич. формам познания и ищет освобождение от власти вселенского неведения (авидья) в сновидениях; здесь усматривают предпосылки к развитию позднее учения о йоге. Учения У. окончательно подрывают архаический политеизм ранних Вед и дают основание для развития идеи единого бога, к-рый понимается как персонифицированный аспект Брахмана. В "Шветашватаре" Брахман отождествляется с богом Рудрой (Ишварой, см. ШИВА), к-рый признается творцом мира, всеведущим и всемогущим, охраняющим целостность вселенной. В нек-рых текстах У. высшая объективная реальность, выступающая как зародыш всего существующего (Хиранъягарбха) и творческое начало (Ишвара, букв. Владыка) мыслится одновр. как безличный принцип и как божественная личность. После изжившей себя обрядовой схоластики брахман У. знаменуют определенный подъем в развитии духовной культуры в новую историческую эпоху, когда доминирование жреческой идеологии преодолевается более свободным поиском мысли, проникающей в тайны мироздания. Тексты У. отмечены яркой образностью языка, подчиненной проповедническому пафосу внушения новых идей и провозглашения высшей ценности знания. Средствами выражения этих идей служат многочисл. метафоры и сравнения, переходящие в отождествления, звуковая символика; широко используются параллелизмы и повторы. Догматич. тексты объединяются повествовательным обрамлением. Живости и выразительности изложения этих учений часто способствует характерная диалогическая форма, к-рая впоследствии утверждается в индийской религ.-философской лит-ре. Беседа состоит обычно из вопросов и ответов: один, ведающий истину, проповедует, другой внимает и поучается, вопрошая. Употребителен прием риторич. вопросов; нек-рые проблемы предлагаются в форме загадок (загадочность и неоднозначность нек-рых текстов, допускающих разл. толкования на "сакральном" и "мирском" уровнях, также характерна для У.). Участниками философских диалогов в У. выступают представители разных сословий: иногда — безродные бедняки и даже женщины, также боги или иные мифич. существа; в именах нек-рых участников предполагают имена историч. личностей, древних мыслителей и философов; но определение индивидуального авторства отдельных текстов У. теперь невозможно. На учения У. опираются сложившиеся позднее классические философские школы древней Индии (даршаны). На прямую преемственность от них претендует учение школы веданты или уттара-мимансы, крупнейшему философу к-рой Шанкарачаръе (IX в.) принадлежит наиб, авторитетный комментарий к циклу У. Их влияние обнаруживается в ранней буддийской лит-ре, позднее — во мн. направлениях средневековой инд. философии. Оно распространяется и за пределы Индии. Идеи У. находят отражение в учениях иранских суфиев, у ранних христианских богословов, с XIX в. — в западной философии нового времени (у А. Шопенгауэра, Р. У. Эмерсона и др.).
В. Эрман

Советская историческая энциклопедия:

(санскр. упанишад, букв. — сидение около (наставника), в дальнейшем — сокровенное знание, тайное учение) — др.-инд. трактаты преим. этико-филос. характера, складывавшиеся, по-видимому, с 8-6 вв. до н. э. вплоть до 14-15 вв. н. э. как комментарии к текстам вед. Известно св. 200 У. При всей неоднородности воззрений У. для них характерно монистич. осмысление мира (идея о тождестве высшего объективного начала — Брахмана, и высшего индивидуального начала — Атмана). Воздействие У. прослеживается в религ.-филос. системах буддизма, йоги, санкхьи; на их основе была создана система веданты. Философия У. оказала влияние на взгляды крупнейших инд. Мыслителей — Шанкары (8-9 вв.), Рамануджи (11 в.) и др., вплоть до 20 в. (Р. Тагор). У. — один из важнейших памятников по истории инд. культуры; содержат интересный материал по древней истории Индии.
=====
Публ. в рус. пер.: Брихадараньяка упанишада, М., 1964; Чхандогья упанишада, М., 1965; Упанишады, М., 1967; Keith А. В., The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, v. 1-2, Camb. (Mass.), 1925.
=====
Лит.: Сыркии А. Я., Некоторые проблемы изучения упанишад, М., 1971; Радхакришнан С., Индийская философия, т. 1, пер. с англ., М., 1956, с. 112-223.
=====
А. Я. Сыркин. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

упанишады
УПАНИШАДЫ -шад и -дов; мн. [санскр.] Общее название различных религиозно-философских сочинений Древней Индии, написанных в форме диалога учителя с учениками.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Упанишады, -шад

Новейший философский словарь:

УПАНИШАДЫ (санскр. upa-ni-sad — сидеть около, т.е. у ног Учителя, получая наставления в духовных беседах с целью познания истины; отсюда — сокровенное знание, тайное учение) — древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу шрути (»откровения»), примыкающие к Ведам как объяснение их эзотерического (тайного) смысла. В толковании Шанкары, У. происходят от корня sad — «уничтожение». Отсюда У. — «разрушающие узы незнания» и «приближающие к Брахману». У. иногда называются ведантой (»конец Вед»), т.к. составляют заключительную часть Вед и являются главным источником системы Веданта. Насчитывают около 200 текстов У. Классическими признаны 108 — собрание Муктика (от mukti -освобождение). Древнейшие из У. записаны, видимо, около 6 в. до н.э. (добуддийский период). Последние — в 14-15 вв. Из основных У. наиболее ранний слой образуют: «Брихадараньяка», «Чхандогья», «Тайттирия», «Айтарея», «Кена», «Каушитаки». Несколько позже составлены «Катха», «Ища», «Шветашва-ра», «Мундука». Более поздние У.: «Прашна», «Майтри», «Ман-дукья». Уходя корнями в древне-ведийскую мудрость, У. касаются глубоких, метафизических вопросов о происхождении Вселенной, о природе и сущности Непроявленного Божества (Брахмана) и проявленных Богов (Вишну, Яма и др.), о единстве духа и материи, об универсальности ума и природы человеческой «души» и «Эго» (Атмана). Одна из центральных мыслей У. — тождество Брахмана (высшей объективной Реальности, Абсолюта) и Атмана (субъективного, индивидуального начала, «огненного зерна» человека). У. развивают учение о Пуру-ше (Вселенском Человеке, ср. каббалистический Адам-Кадмон); излагают миф о «яйце Брахмана» (»Brahmanda»), из которого произошел существующий мир; дают понятие «праны» (ргапа) — «жизненного дыхания», наполняющего весь мир; раскрывают учение о четырех состояниях человека: 1) бодрствование, 2) сон, 3) глубокий сон без сновидений, 4) трансцендентальное, невыразимое состояние слияния с высшей Реальностью. У. формулируют понятие кармы, непосредственно связанной с учением о цепи перерождений. Важное место в У. занимает нравственный кодекс жизни, в первую очередь обращающий внимание на внутренний мир человека, высокую культуру мыслей, утонченность чувств, развитость сердца, любовь к Истине. Высшая цель человека, согласно У., — единение с Брахманом. На этом пути главным является не обрядовая практика, культовые служения, а подвижничество, внутренний подвиг человека, самоотверженно вступившего на путь познания Сущего. У., изложенные в системе веданты, имеют много параллелей с йогой (в методах духовного пути), санкхьей (учение о Вселенной, Пуруше), буддизмом (учение о карме, отказе от желаний, очищении сознания) и др. индийскими даршанами (школами). Значительное влияние У. прослеживается в «Бхагават-Гите». Идеи У. впервые были систематизированы Бадараяной в «Брахмасутре». Особое развитие получили у Шанкары и Рамануджи. Влияние У. сказалось на взглядах Р. М. Роя, Вивекананды, Ганди и др. Значительный след в европейской философии У. оставили, начиная с Шопенгауэра.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru