Определение слова «УОРД»

Большой энциклопедический словарь:

УОРД (Ward) Джеймс (1843-1925) — английский философ и психолог. С теистических позиций критиковал позитивизм 19 в., атомистический взгляд на психику в ассоцианизме. Понимая реальный мир как совокупность взаимодействующих "духов" — монад, развивал психологическую концепцию активного, избирательно воспринимающего субъекта. Основные сочинения: "Натурализм и агностицизм" (т. 1-2) — "Царство целей. Плюрализм и теизм".

Новейший философский словарь:

УОРД (Ward) Лестер (1841-1913) — американский социолог, один из основоположников психологической социологии, геолог и палеонтолог, сооснователь палеоботаники, первый президент (1906-1908) Американского социологического общества (ныне Американской социологической ассоциации), профессор. Предложил широкое понимание сферы психологии, в которую включал все, что не служит исключительно содействию жизненным функциям. Выдвинул положение об активном характере социальной эволюции и определяющем воздействии на нее различных психических сил, в первую очередь — волевых импульсов. Стремился к созданию целостной психосоциологической системы социальной науки. Предпринял попытку генерализации общественной роли психических факторов, обеспечивающих прогресс цивилизации. Основой всех действий личности, своего рода «первоначальной социальной силой» считал «желания», выражающие природные импульсы человека. Многообразие человеческих желаний группируется, по У., вокруг двух основных желаний — удовлетворения голода и жажды (связанных с поддержанием жизни индивида) и половых потребностей (отражающих стремление к продолжению рода). Полагал, что этими комплексными желаниями обусловливается активное поведение человека, направленное на преобразование естественной окружающей среды. Наряду с желаниями, поведение человека, по У., определяется также и «репродуктивными силами», к которым он относил, в частности, сексуальную, романтическую, супружескую, материнскую и кровную любовь (с соответствующими им различными видами ненависти). Полагал, что в природе этих сил находится источник неравенства, существенный элемент которого — неравенство между мужчиной и женщиной — определяется совокупностью всех иных неравенств. Согласно концепции У., человеческие желания, связанные с удовлетворением голода и жажды, породили труд и обман, которые являются постоянными спутниками цивилизации. Интерпретировал обман как специфическую разновидность труда. Отмечая противоречивость человеческого существования У. подчеркивал, что прирожденные интересы людей действуют, как правило, в противоположных направлениях, в силу чего интересы отдельных индивидов сталкиваются, «бросаются друг на друга», и что в этой сфере идет постоянная борьба за существование. В результате, по У., единственной основой для формирования всех социальных учреждений могла быть и является лишь первичная, однородная, недифференцированная общественная плазма — групповое чувство безопасности. Акцентировал исключительную роль человеческого интеллекта как главной движущей силы исторического развития. Особое внимание уделял психическим факторам цивилизации. Полагал, что они слагаются из трех основных групп: субъективных факторов, объективных факторов и синтеза социальных факторов. При этом относил к субъективной психологии все явления, обнимаемые чувством, а к объективной психологии — все явления, обнимаемые интеллектом. Характерными моментами общей системы представлений У. о психических факторах цивилизации были следующие: к субъективным факторам в числе прочих он относил различные отрасли философии, к объективным — женскую интуицию и спекулятивный гений, а к синтезу социальных факторов — экономию природы и экономию духа. Значительное внимание уделил разработке утопического учения об идеальном обществе — «социократии», существенным отличительным признаком которого должен быть, по У., контроль над социальными силами посредством коллективного разума общества. Настаивал на существовании возможности построения его путем преобразования капитализма на основе введения всеобщего обязательного равного образования. Автор книг «Динамическая социология или Прикладная социальная наука, основанная на статистической социологии и менее сложных науках» (1883), «Психические факторы цивилизации» (1892), «Очерки социологии» (1898), «Чистая социология» (1903) и др.

Социологический словарь:

Уорд (Wаrd) Лестер Франк (18.06.1841, Джолиет, штат Иллинойс,-18.04.1913, Вашингтон) -амер. социолог, основоположник психологического эволюционизма в США, первый президент Американского социологического общества (ныне Американская социологическая ассоциация). Научную деятельность начинал как геолог, палеонтолог, был одним из основателей палеоботаники.
В основе социологических воззрений Уорда лежат эволюционистские идеи Конта и Спенсера. Не принимая, однако, гипертрофированного натурализма, биологизма и жесткого детерминизма последнего, Уорд наполнял эволюционизм гуманистическим содержанием. Он полагал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии, а не биологии, и сосредоточивал внимание на изучении психологических механизмов общественной жизни. От природных процессов социальная жизнь отличается, по Уорду, прежде всего телическим, т. е. целенаправленным и творческим характером. Происходящая в природе на основе естественного отбора слепая стихийная эволюция, "генезис", в обществе сменяется "телезисом", формирующимся на основе осознанного стремления к прогрессу.
В качестве первичной социальной силы Уорд выделял желания, выражающие природные импульсы, такие, как голод, жажда, половые потребности. На их базе формируются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетические потребности, реализация которых в творческой деятельности человека и обеспечивает, на уровне "индивидуального телезиса", развитие общества. В качестве основного носителя "коллективного телезиса" он рассматривал государство, которое возникает, по Уорду, наряду с такими институтатами, как классы, право и т. д., из борьбы рас. Считая, что различие между производителями и непроизводителями образует наиболее важное социальное деление, Уорд поддерживал профсоюзное движение, симпатизировал пролетариату и выступал за равенство классов. Однако всеобщее равенство, полагал Уорд, должно быть достигнуто через обязательное всеобщее образование путем социальных реформ, а не через "государственный социализм". Считая необходимым широкое вмешательство государства в общественную жизнь и усматривая в государственном регулировании инструмент, с помощью которого можно преодолеть негативные стороны системы свободной конкуренции и господства монополий, Уорд подводил теоретическую базу под политику социального реформизма, направленную на замену частных монополий "сознательной кооперацией".
Уорд популяризировал социологию, подчеркивал значение для будущего процветания человечества осуществляемых социологами научных исследований и социального планирования. Социальные науки, по Уорду, открывая законы общественного развития, должны обеспечивать теоретическую базу социальных реформ. Уорд негативно относился к марксистскому учению и, гипертрофируя роль социальных исследователей в обществе, выступал с идеями социократического толка, возлагая надежды на "коллективный разум" общества, который должен с помощью социальных наук направлять ход обществ, развития. Идеи У. получили дальнейшее развитие в работах Гиддингса, нашли отражение в первых американских социологических учебниках, однако в атмосфере доминирования идеологии laissez faire (свободного предпринимательства) не оказали значительного влияния на социологию.
Соч.: 1) Психические факторы цивилизации. М., 1897. 2) Очерки социологии. М., 1901. 3) Dynamic sociology or applied social science as based upon statistical sociology and the less complex sciences. N. Y., 1883.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru