Определение слова «УИКЛИФ»

Большой энциклопедический словарь:

УИКЛИФ (Виклиф) (Wycliffe — Wiclif) Джон (ок. 1330-84) — английский религиозный мыслитель, предшественник Реформации. Требовал секуляризации церковных земель, отвергал необходимость папства, а также ряда обрядов и таинств.

Советская историческая энциклопедия:

Виклиф (Wycliffe, Wyclif, Wiclif), Джон (р. между 1320 и 1330 — ум. 31.XII.1384) — англ. реформатор, идеолог бюргерской ереси (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., изд. 2-е, т. 7, с. 362). Род., как полагают, в семье небогатого дворянина, владельца небольшого манора в Йоркшире. Проф. Оксфордского ун-та, доктор богословия (с 1372). У. — автор многих богословских трактатов и памфлетов (гл. из. них — "Трактат о власти бога" ("Tractatus de dominio divino", 1375-76), "О гражданской власти" ("Tractatus de civili dominio", 1375-76), "О должности короля" ("Tractatus de officio regis", 1378), "О слугах и господах" ("Of servantes and lords", 1381), "О богохульстве" ("De Blasphemie", 1382)), переводчик Библии на англ. яз. Взгляды У. сложились в период, когда в Англии развернулось широкое движение за реформу католич. церкви, за освобождение англ. церкви из-под влияния папства, за секуляризацию церк. имуществ. У. собрал, развил и теологически обосновал положения, выдвинутые его предшественниками лоллардами, и в 70-х гг. в обстановке большого обществ. подъема, предшествовавшего Уота Тайлера восстанию 1381, выступил с развернутым реформац. учением, активно включившись в обществонно-политич. борьбу. У. пользовался поддержкой Оксфордского ун-та и королев. власти, особенно главы антицерк. партии при дворе Джона Ланкастерского. У. утверждал, что человеческое общество составляет "воинствующую земную церковь"; бог как верховный сюзерен постоянно владеет всем существующим на земле, но в силу своей милости передал все это людям во временное держание за службу ему, состоящую в праведном поведении па основании исполнения ими "божьего закона", изложенного в Библии и обязательного для всех людей — от короля и папы до крепостного крестьянина. Каждый человек — "низшее должностное лицо" бога, и в случае нарушения им заповедей бога он впадает в смертный грех и должен лишиться своего владения. Обязанности людей в обществе строго разделены между тремя сословиями — духовенством, светскими господами и простым народом; между ними на основе взаимного исполнения своих обязанностей должно царить согласие. Король — "викарий бога" на земле, и все, в т. ч. и духовенство, должны подчиняться ему беспрекословно. Папа — только духовный глава церкви, не имеющий власти над духовенством, к-рое не должно платить ему взносы. Король должен добиться, чтобы духовенство правильно проповедовало людям "божий закон" и своим поведением давало пример праведной жизни мирянам. Для этого король в интересах всего общества обязан поднять моральное состояние духовенства и отобрать церк. собственность для нужд гос-ва, а вместо десятины разрешить "милостыню" — добровольные приношения мирян на содержание духовенства. У. отвергал культ святых, индульгенции, догмат о "пресуществлении" хлеба и вина в тело и кровь Христа при причащении. Пр-во взяло У. под защиту, когда папа Григорий XI осудил в 1377 учение У. и потребовал его ареста и суда над ним. Идеи У., отвергавшие папскую теократию и церк. собственность, и его идеал "дешевой" церкви имели большое прогрессивное значение и были поддержаны широкими слоями народа, воспринявшего критику У. католич. церкви как критику феод. порядков в целом. Эти идеи сыграли важную роль в идеологич. подготовке восстания Уота Тайлера. Но далее борьбы против церк. феодализма У. не пошел. У., напротив, доказывал, что неподчинение короля папской курии и секуляризация церк. собственности никак не означают права верующих сопротивляться светским лордам. Выступая против популярных в народе идей уравнения и общности имущества, У. утверждал, что общая собственность, хотя она и лучше всего соответствует закону природы, была возможна только для идеально праведных людей, до грехопадения, а в обществе после грехопадения она невозможна, и частная собственность, гражд. право и сословный строй являются самыми лучшими божеств. установлениями. У. высказывался за постепенную отмену крепостнич. зависимости. Возражая против обвинений в призыве крестьян к непослушанию лордам, У. в трактате "О слугах и господах" развивал свой идеал "умеренной" эксплуатации "слуг" на основе строгого выполнения господами и "слугами" их взаимных обязанностей. Гл. причину восстания 1381 У. видел в нарушении сословиями "божьего закона" вследствие того, что католич. духовенство не учит правильно сословия этому закону, владеет собственностью и погрязло в мирских делах. В утверждении собственности "умеренного" размера видел У. средство предотвращения в дальнейшем социальных столкновений в обществе. В соч., написанных после восстания, У. предлагал королю отдать светским лордам часть секуляризованной церк. собственности, чтобы компенсировать им отмену крепостничества. В 1382 собор англ. епископов осудил учение У. как еретическое. Последние годы жизни У. провел в Латтеруорте (графство Лестершир). Констанцский собор объявил в 1415 У. еретиком и по его повелению останки У. были сожжены (1428). Реформац. идеи У. оказали влияние на лоллардов-уиклифитов в Англии в кон. 14-15 вв., на Я. Гуса и М. Лютера.
=====
Публ.: Snirley W. W., A catalogue of the original works of J. Wyklif, Oxf., 1865; Select English works of Wyclif, v. 1-3, Oxf., 1869-71; The English works of Wyclif hitherto unprinted, L., 1902.
=====
Лит.: Петрушевский Д. М., Джон Уиклифф, в кн.: Книга для чтения по истории средних веков, под ред. проф. П. Виноградова, в. 4, 4 изд., М., 1914; Сапрыкин Ю. М., Взгляды Джона Уиклифа на общность имущества и равенство, в сб.: Средние века, в. 34, М., 1971; Илларионова Е. В., Жизнь и лит. деятельность Джона Виклефа, в сб.: Из истории зап.-европ. средневековья, М., 1972; Lechler G., loharm von Wiclif und die Vorgeschichte der Reformation, Bd 1-2, Lpz., 1873; Workmann H., John Wyclif, v. 1-2, Oxf., 1926.
=====
Ю. M. Сапрыкин. Москва.

Новая философская энциклопедия:

УИКЛИФ (Wyclifie, Wyclii) Виклиф Джон (ок. 1320 – 3 декабря 1384) – английский теолог, философ, реформатор церкви. Образование получил в Королевском колледже Оксфорда. С 1357 по 1360 – регент факультета искусств, а с 1361 становится викарием в Филингхейме, близ Оксфорда. С 1372 – доктор теологии. Последние годы жизни был настоятелем в Лестершире. В 1382 осужден собором английских епископов. В 1415 Констанцский собор объявил Уиклифа еретиком и постановил сжечь его останки, что и было осуществлено в 1428. Уиклиф известен прежде всего своей общественно-политической деятельностью, к которой он обратился в 1374, когда был назначен одним из членов комиссии, проводившей переговоры в Брюгге с представителями Римской курии о праве папы назначать кандидатов на церковные должности в Англии и об уплате церковных налогов. Переговоры не привели к реальным результатам, однако благодаря резким и ярким выступлениям Уиклифа событие имело общественный резонанс. Свои взгляды на церковь Уиклиф последовательно изложил в двух сочинениях – «О божественной власти» (De dominio divino) и «О светской власти» (De сііili dominio): с первородным грехом человек потерял право на владение чем-либо на земле; властью (как, впрочем, и богатством) человека наделяет Бог, и только праведники имеют законное право на обладание ею; у человека нет другого закона и другого права, кроме любви к ближнему. Церковь, по мнению Уиклифа, погрязла в грехе и роскоши, ее следует вернуть к евангелической бедности; заставить же ее сделать это должен король, справедливо получивший власть от Бога. В 1377 папа Григорий XI отправил в Англию 5 булл с осуждением некоторых положений из сочинений Уиклифа. В Оксфорде вызвало раздражение вмешательство папы в дела университета: профессора не нашли ничего еретического в сочинениях. В его нападках на церковь прослеживается сильное влияние предестинационализма (см. Предопределение [ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ]), позволявшего ему верить в незримую церковь избранных, предопределенных ко спасению [СПАСЕНИЕ]:Уиклиф испытал сильное влияние августинианства [АВГУСТИНИАНСТВО], по-видимому, через Григорияиз Римини и Томаса Брадвардина. Он подверг критике католическую догму о транссубстанциации: универсальные понятия, считал он, имеют реальное существование, и, следовательно, исчезновению субстанции хлеба и вина должно означать исчезновение их бытия. Следствием философского платонического реализма Уиклифа является также его утверждение о реальном присутствии в бестелесной форме, развиваемое им в сочинении «Диалоги». Он был организатором первого полного перевода Библии на английский язык (1380–81). Взгляды Уиклифа были восприняты лоллардами – священниками, проповедовавшими евангельскую бедность и равенство; они также оказали влияние на Я.Гусаи Иеронима Пражского, что позволяет считать Уиклифа одним из предтеч Реформации.
Литература:
1. Workman H.В. John Wyclif: a Study of the English Medieval Church, 2 v., 1926;
2. Stacey J. John Wyclif and Reform, 1964.
О.В.Голова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru