Определение слова «УДАЯНА»

Энциклопедия литературных героев:

УДАЯНА — центральный персонаж многих произведений индийской средневековой литературы, повествовательной и драматургической. Герой-любовник в натаках Бхасы, в романтических эпосах Будхасвамина, Кшемендры, Сомадевы, тамильском «Перунгадаи» и др. Его любовные похождения проходят под своего рода контролем министра Яугандхараяны, использующего их в интересах политических, для организации матримониальных союзов во имя упрочения мощи царства и приращения земель к царству Ватса. К образу У обращался драматург Бхаса (ок. III в.), которому принадлежат пьесы «Приснившаяся Васавадатга» и «Клятва Яугандхараяны». Его традицию продолжил драматург царь Харша (VII в.). В драмах последнего «Ратнавали» и «Приядаршика» действительным героем является Яугандхарая-на. Отметим, что в «Приядаршике» использован прием «пьесы в пьесе». Сюжет об У. широко развернут в «Избранных строфах из Великого сказа» Будхасвамина (IX в.), «Отрасли Великого Сказа» Кшемендры, «Океане сказаний» Сомадевы (втор, полов. XI в.) и других.
К образу У неоднократно обращались авторы, писавшие не только на санскрите, но и на других языках. Калидаса свидетельствует о популярности преданий об Уцаяне в народе. К этому образу обращались также буддийские и джайнские авторы.
Лит.: Грин дер П. А. Бхаса. М., 1979; Серебряков И.Д. Очерки древнеиндийской литературы. М., 1971.
И.Д.Серебряков

Новая философская энциклопедия:

УДАЯНА (санскр. Udayana) (10–11 вв.) – систематизатор и диалектик «старой ньяи» и признанный авторитет для ньяя-вайшешики [НЬЯЯ-ВАЙШЕШИКА]и «новой ньяи». Удаяна всю жизнь странствовал, непрерывно участвуя в диспутах: одержал победу над адвайтистом Шрихирой и над буддистом в Митхиле (после чего местный царь уничтожил буддийские тексты); ему принадлежала инициатива в вытеснении остатков буддийской философии из Индии. Удаяна написал 7 сочинений, два из которых, «Лакшанавали» и «Лакшанамала», – изощренные дефиниции категорий и основных понятий ньяя-вайшешики, а также их классификации. Так, 7 категорий вайшешики распределяются на те, что присущи другим вещам, те, коим присущи другие вещи, и те, коим другие вещи присущи быть не могут: универсалии, «индивидуаторы» и сама присущность. Предметы «Атмататтвавивеки»: доказательство существования Атмана [АТМАН](против буддистов), обоснование бытия Бога и авторитетности Вед, концепция конечного освобождения. Основной труд Удаяны – большой стихотворный трактат в пяти разделах «Ньяя-кусуманджали» («Букет цветов ньяи») – построен как опровержение пяти аргументов отрицателей бытия Бога. В последнем разделе приводятся 8 доказательств бытия Бога (см. Ишвара-вада [ИШВАРА-ВАДА]), обращенные в одном смысле против санкхьяиков, в другом – против мимансаков: 1) мир, имея природу следствия, предполагает производящую первопричину; 2) мир, состоящий из атомов, предполагает перводвигателя; 3) мир, имеющий тенденцию к разрушению, предполагает поддерживающего; 4) должен быть первый «установитель имен»; 5) безошибочность положений Вед предполагает их сведущего автора; 6) Веды должны иметь Автора как такового, подобно медицинским трактатам и т.п.; 7) Веды должны быть творением разумного существа, подобно прочим сочинениям; 8) в начале каждого мирового цикла атомы производят вещи, соединяясь в диады, триады и т.д., но само знание этих чисел предполагает разумное существо.
Литература:
1. Amma К.V. Udayana and his Philosophy. Delhi, 1985.
В.К.Шохин

Теософский словарь:

(Санскр.) Современный Пешавар. "Классическая страна колдовства", согласно Сюан Цзану.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru