Определение слова «"У ЦЗИН"»

Советская историческая энциклопедия:

(букв. — пять канонов) — конфуцианское пятикнижие, состоящее из "И цзин" ("Книга перемен"), "Шу цзин" ("Книга истории"), "Ши цзин" ("Книга песен"), "Ли цзи" ("Трактат о правилах поведения") и "Чуньцю" ("Весны и осени"). Было утверждено в этом составе в кон. 2 — нач. 1 вв. до н. э. С этого времени вплоть до Синьхайской революции (1911-13) оно составляло основу конфуцианского воспитания молодежи Китая, являлось обязательным предметом в системе образования и подготовки чиновников. "У ц." — важный источник для изучения истории Китая, включающий древнейшие памятники кит. культуры.
=====
Публ.: Legge J., The Chinese classics, v. 1-5, Hong Kong, 1960 (кит. текст с пер. на англ. яз.).
=====
Н. Ц. Мункуев. Москва.

Новая философская энциклопедия:

«У ЦЗИН» («Пять канонов», «Пятикнижие») – появившееся во 2–1 вв. до н.э. обозначение пяти книг, признанных каноническими для конфуцианства: «Ши цзин»(«Канон песен»), «Шу цзин»(«Канон писаний»), «Ли цзи»(«Записки о [правилах] благопристойности»), «Чжоу и»(«Чжоуские перемены»), «Чунь цю» («Весны и осени»). «Ли цзи» в разных списках канонов могли заменяться на «Чжоу ли»(«Чжоуские [правила] благопристойности») либо на «И ли» («Образцовые церемонии и [правила] благопристойности», именовались также «Ли цзин» – «Канон благопристойности»). Название «цзин» (букв. – нить основы) обозначило основополагающую роль этих книг в упорядочении общества посредством перенесения на него совершенной космической структуры, которая воплощается в «письменности/культуре» (вэнь). Упорядочивающая роль канонического свода подчеркивалась его пятеричным составом, соответсгвущим основополагающей для китайской культуры пятеричной матрице (см. У син [У СИН]). Каноны (кроме пятого) обычно именовались не полным названием, а первым иероглифом. Т.о. имя книги отождествлялось с той сферой общественно необходимого опыта, к которой она приобщала: ши – «стихи/песни» в единстве их эстетической и воспитательной функций; шу – «писания», гл. о. исторического и ритуально-дидактического характера; ли– «[этико-ритуальная] благопристойность», «ритуал»; и – космические «перемены», бесконечные трансформации вещей и явлений, спонтанные и закономерные одновременно. Название «Чунь цю» («Весны и осени») стало нарицательным обозначением летописи и подразумевало в т.ч. непрерывную хроникальную фиксацию исторических событий, прежде всего дел государственной значимости, таким образом, чтобы она служила в назидание потомкам. Императорским указом в 136 до н.э. было введено звание боши («доктор», «главный эрудит»), которое присваивалось за знание канонов. «Пять канонов» легли в основу конфуцианской философии, системы образования, воспитания и государственных экзаменов в императорском Китае. См. лит. к ст. «Ши синь цзин», Цзин сюэ.
А.Г.Юркевич

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru