Определение слова «ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ»

Советская историческая энциклопедия:

Михаил Иванович (8.I.1865 — 21.I.1919) — рус. бурж. экономист, историк, один из представителей "легального марксизма", в дальнейшем открытый защитник капитализма. Т.-В.. род. в Харьковской губ. в дворянской семье. В 1888 окончил физико-математич. ф-т Харьковского ун-та и экстерном сдал экзамены на юридич. ф-т. В 1894 получил степень магистра политэкономии за работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь" (СПБ, 1894). Главную причину кризисов Т.-Б. видел не в противоречиях между обществ. характером произ-ва и частнокапиталистич. формой присвоения, а в особенностях движения ссудного капитала, ограниченности банковских ресурсов. Работа принесла Т.-Б. популярность и оказала влияние на последующую бурж. литературу о кризисах не только в России, но и за рубежом. С 1895 Т.-Б. приват-доцент Петерб. ун-та по кафедре политэкономии. В 90-е гг. Т.-Б. изучает работы К. Маркса, но приходит на позиции "легального марксизма", в к-ром затем играет видную роль. Он активно участвовал в спорах с либеральными народниками, доказывая, что капитализм в России конца 19 в. — реальная действительность, что он прогрессивен и исторически обусловлен. Сотрудничал в журн. "Новое слово", "Начало". Итогом изучения истории пром-сти явилась книга "Русская фабрика в прошлом и настоящем", т. 1 (СПБ, 1898), защищенная в том же геду в Моск. ун-те как докторская диссертация. В определенной степени фактич. материал книги и ряд частных выводов и наблюдений не утратили значения и ныне. Однако схема развития рус. пром-сти, данная Т.-Б., не соответствовала действи- тельности. Т.-Б. противопоставил учению Маркса о последовательной смене в результате развития промышленности и мелкотоварного произ-ва — мануфактуры и фабрики, свое ненаучное понимание взаимосвязи этих стадий.
=====
В 1899 Т.-Б. был уволен из ун-та за неблагонадежность. К педагогич. работе возвращается в 1905.
=====
С 1900-х гг. Т.-Б. открыто выступает в защиту капитализма, с ревизионистской критикой осн. положений марксизма. Его бурж.-либеральная эволюция особенно усиливается в период революции 1905-07, когда он вступил в партию кадетов. В "Теоретических основах марксизма" (СПБ, 1905) Т.-Б. объявил теорию Маркса только "отчасти верной", пытался доказать, что по мере хода истории должно падать преобладающее влияние экономики, суживал понятие клас. борьбы, утверждал, что нет обществ. сил, способных уничтожить капитализм. С позиций социальной школы бурж. политэкономии Т.-Б. "дополняет" марксизм этико-психическим фактором. Кроме Петерб. ун-та, читал лекции на Высших женских курсах, в Петерб. политехнич. ин-те (с 1913 был его проф.), в Народном ун-те Шанявского в Москве. В 1909 Т.-Б. издал "Основы политической экономии" (СПБ). "Туган-Барановский принадлежит к числу тех российских экономистов, которые в молодости были почти марксистами, а затем быстро "поумнели", "подправили" Маркса обрывками буржуазных теорий и за великие ренегатские заслуги обеспечили себе университетские кафедры для ученого одурачения студентов" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 153 (т. 18, с. 338)). Т.-Б. участвовал в кооперативном движении, к-рому посвятил ряд работ; наиболее значительная — "Социальные основы кооперации" (М., 1916). Возглавлял с 1909 журн. "Вестник кооперации". В 1912 Т.-Б. выдвигался кандидатом от кадетов в Гос. думу, но не был избран. Окт. социалистическую революцию Т.-Б. встретил враждебно. В кон. 1917 — янв. 1918 был мин. финансов контрреволюц. Центральной рады. Затем отошел от активной политич. деятельности. Был проф. Киевского ун-та и деканом его юридич. ф-та, пред. Центр. кооперативного укр. комитета и Укр. науч. общества экономистов, ред. журн. "Украинска кооперация". Как советник по экономич. вопросам он выехал в янв. 1919 с делегацией Директории Украинской в Париж, но умер в пути, ок. Одессы. Мн. работы Т.-Б. переиздавались, основные переведены на иностр. языки.
=====
Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3 (т. 3); его же, Заметка к вопросу о теории рынков. (По поводу полемики гг. Туган-Барановского и Булгакова), там же, т. 4 (т. 4); его же, Кадетский профессор, там же, т. 22 (т. 18); его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24 (т. 20); его же, Либеральный профессор о равенстве, там же, т. 24(т. 20); Кондратьев Н. Д., М. И. Туган-Барановский, П., 1923; Злотников М. Ф., К вопросу об изучении истории рабочего класса и промышленности (Критика "Русской фабрики" М. И. Туган-Барановского), "КиС", 1935, кн. 1; Кашин В. Н., (Предисловие), в кн.; Материалы по истории крестьянской промышленности, М.-Л., 1935; Любимов Л. Д., На чужбине, М., 1963; История рус. экономич. мысли, т. 3, ч. 1, М., 1966; Воблий К. Г., Академик М. Й. Туган-Барановський, "Записки соцiяльно- економiчного вiддiлу Укранськой АН", 1923, т. 1; Мицюк О. К., Наукова дiяльнiсть полiтико-економiста М. I. Туган-Барановського, Львiв, 1931 (есть список трудов Т.-Б.).
=====
Ю. Я. Рыбаков. Москва.

Новейший философский словарь:

ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ Михаил Иванович (1865-1919) — украинский и русский экономист, историк, автор работ по истории и теории социализма. В 1888 закончил физико-математический факультет Харьковского университета, одновременно сдав экстерном за юридический. В 1894 получил степень магистра при Московском университете за книгу «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияния на народную жизнь». В 1898 в Московском университете защитил докторскую диссертацию «Русская фабрика в прошлом и настоящем. История развития русской фабрики. Т. 1.». В 1899 был отстранен за политическую неблагонадежность от преподавания в Петербурге и только в 1905 вернулся на кафедру. В период революции 1905-1907 вступил в партию кадетов. С 1913 — профессор Петербургского политехнического института. После Февральской революции уехал на Украину. Занимал пост министра финансов при Украинской Центральной Раде до января 1918. При участии Т.-Б. была организована Украинская академия наук. Скоропостижно скончался от стенокардического приступа. Основными направлениями научной деятельности Т.-Б. были исследования в области теории рынков и кризисов, проблем развития капитализма, истории социалистических учений, кооперации. Используя марксистскую схему воспроизводства капитала, Т.-Б. пришел к ряду выводов, касающихся перспектив капитализма и расходящихся с оценками Маркса: 1) цикличность развития является имманентной чертой капиталистической системы хозяйства (из этого факта должно исходить государство, вырабатывая экономическую политику, занимаясь прогнозом развития конъюнктуры); 2) капитализм как экономическая система никогда не умрет естественной смертью, он внутренне способен к непрерывному развитию. Кризисы, постоянно потрясающие его, — признак не приближающегося краха, а механизм саморегулирования, показатель способности к обновлению. В последующем под влиянием идей Канта и Бернштейна критическое отношение Т.-Б. к марксизму усилилось. Он уделял большое внимание «человеческому фактору» общественного развития, полагая, что гибель капитализму принесет явление отчуждения, которое называл «фетишизмом капиталистического хозяйства»: «в капиталистической системе хозяйства заложено внутреннее противоречие, которое с железной (хотя и не экономической) необходимостью должно повести к ее превращению в высшую форму. Противоречие это заключается в том, что капитализм делает из рабочего человека просто хозяйственное средство, и в то же время ведет к распространению правовых воззрений, признающих всякую человеческую личность без различия целью в себе» (»Теоретические основы марксизма», 1905). Т.-Б. считал, что теория прибавочной стоимости еще ничего не дает для утверждения социалистического идеала, она лишь констатирует факт эксплуатации, исследует ее механизм. И только идея равноценности человеческой личности, которая дает нашему моральному сознанию понимание того, что эксплуатация должна быть уничтожена, может быть теоретическим обоснованием социализма. Эти идеи были развиты в работах «Современный социализм в своем историческом развитии» (1906), «Социализм как положительное учение» (1918) и др. Утверждал, что социалистическое мировоззрение глубоко индивидуалистично по своей сути, т.к. во главу угла оно ставит, прежде всего, человека с его потребностями и способностями, который является одновременно и высшей целью, и важнейшей производительной силой. Классифицировал исторические типы хозяйства на гармонические, характеризующиеся совпадением в одном лице субъекта хозяйствования и работника (»семейное производство для собственного потребления», «меновое хозяйство самостоятельных производителей», «коллективистическое хозяйство будущего, основанное на принципе ассоциаций»), и антагонистические, где работники и владельцы функционируют в роли простых средств производства (рабовладение, крепостничество, капитализм). Полагал, что человечество находится сейчас на начальном этапе перехода от агрессивного типа социального взаимодействия к кооперативному, понимаемому как свободная самоорганизация индивидов, когда общество «должно до конца превратиться в добровольный союз свободных людей — стать насквозь кооперативом... Таков социальный идеал, который полностью никогда не воплотится, но и в приближении к которому и заключается весь исторический процесс человечества» (»Социальные основы кооперации», 1916). Т.-Б. проанализировал и обобщил опыт мирового кооперативного движения, различные теоретические концепции, дал их классификацию, определил пути развития кооперации в будущем, придавал большое значение развитию кооперативного движения в России, связывал ее будущее именно с кооперированием крестьянского хозяйства в сочетании с государственно регулируемым капитализмом в промышленности, полагая, что до социализма Россия не дозрела, а должна превратиться в «великую крестьянскую демократию» (»Русская революция и социализм», 1917). Анализируя различные социалистические проекты переустройства общества, попытки внесения их в жизнь, разработал классификацию социалистических учений, существенно отличающуюся от марксистской, избрав в качестве критериев способ распределения и форму собственности. Различал социализм государственный, синдикальный, коммунальный и анархический и, соответственно, коммунизм государственный, коммунальный и анархический. Считал государственный социализм (учения Мора, Сен-Симона, Маркса, Беллами) наиболее продуманным и экономически возможным, хотя и отмечал, что государственная централизация несет в себе огромную опасность для свободы отдельных лиц, т.к. возрастает роль принудительного начала, но полагал, что развитие кооперации и местного самоуправления позволит ослабить эти негативные явления. Т.-Б. — также автор сочинений: «Основы политической экономии» (1909), «Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма» (1905), «Периодические промышленные кризисы» (1914) и др.

Новая философская энциклопедия:

ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ Михаил Иванович [8(20) января 1865, Харьковская губ. – 21 января 1919, близ Одессы] – русский экономист, социолог. В 1889 окончил Харьковский университет, став кандидатом по физико-математическому и юридическому факультетам. Опубликованная в 1894 магистерская диссертация «Промышленные кризисы в современной Англии» принесла Туган-Барановскому мировую известность. Преподавал в Петербургском университете, профессор Петербургского политехнического института. После Февральской революции 1917 уехал на Украину, где до января 1918 занимал пост министра финансов при Центральной Раде. Испытал влияние марксизма, кантианства, философии жизни, утопического социализма, австрийской школы экономики. Причислялся к легальному марксизму. Считая движущей силой исторического процесса материальные и духовные потребности человека, понимал под ними единство материальных условий жизни и активной воли. Признавая, что материальной и социальной основой общества является экономическое хозяйство, полагал, что по мере своего развития человеческое общество все больше определяется волей и моральным сознанием людей. Целью исторического развития является всесторонне, материально и духовно развитая личность. Будучи сторонником этического социализма, указывал, что гибель капитализма неизбежна не вследствие экономических закономерностей, а из-за того, что он противоречит моральной природе человека: эксплуатируя рабочего, капиталистическая система нарушает моральный императив – относиться к человеку как к цели, а не как к средству. По мнению Туган-Барановского, переход от капитализма к социализму будет сопровождаться сменой классовой борьбы кооперативным движением, основывающимся не на защите интересов лишь одной социальной группы, а на общечеловеческих ценностях, провозглашающих своей главной целью интересы и права личности. Придерживаясь представления о коммунизме как обществе свободных производителей, считал, что задачей социалистического строя является не подчинение личности обществу или общества личности, а примирение этих двух начал.
Сочинения:
1. Теоретические основы марксизма. СПб., 1905;
2. Общественно-экономические идеалы нашего времени. СПб., 1913;
3. Влияние идей политической экономии на естествознание и философию. К., 1925;
4. Социальные основы кооперации. М., 1989;
5. К лучшему будущему. М., 1996 (библ.).
Литература:
1. Анциферов А.Н. Туган-Барановский. Харьков, 1919;
2. Кондратьев Н.Д. Михаил Иванович Туган-Барановский. Пг., 1923.
И.В.Кувакин

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru