Определение слова «ТАМАРА»

Большой энциклопедический словарь:

ТАМАРА (Тамар) (ок. сер. 60-х гг. 12 в. — 1207) — царица Грузии (1184-1207). В ее царствование Грузия добилась больших военно-политических успехов. Ей посвящена поэма Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре".

Большая биографическая энциклопедия:

Тамара — знаменитая грузинская царица (1184 — 1213), с именем которой связан один из лучших периодов в жизни Грузии. Она происходила из династии Багратидов и была единственной дочерью Георгия III и красавицы Бурдухан, сравниваемой летописцем с Пенелопой. Воспитала ее высокообразованная тетка Русудань. Современные царице поэты восхваляли ее ум и красоту. Ее называли не царицей, а царем, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарной, проставляли ее кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту. Об ее совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времен; ее хотели видеть все, ее руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский. Все царствование Т. окружено поэтическим ореолом; достоверные исторические сведения осложнились легендарными сказаниями со дня вступления ее на престол. Отец короновал ее на царство (1179) еще при своей жизни, но лишь по смерти его (1184) она стала править государством. Царица немедленно созвала собор для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка. Отрешены были от кафедры недостойные архиереи, смещены злоупотреблявшие своей властью правители, церкви освобождены от повинностей, участь крестьянского класса облегчена, водворен внутренний мир. Т. была признана царицей от Понта до Гургана (Каспия) и от Спер (линия от Трапезунда к Карсу) до Дербента, Хазаретии и Скифии. Девизом своего правления она провозгласила милость и правду: "Я отец сирых и судья вдов", говорила Т. В ее царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания. Избегая осложнений внутри царства, царица вела ряд войн с соседними государствами. Первый ее супруг, русский князь Георгий (по мнению Карамзина — сын Андрея Боголюбского ), совершил военные экспедиции на север Армении, в Ширван и Эрзерум. Когда брак Т. с Георгием был расторгнут — по словам грузинского летописца, вследствие творившихся князем бесчинств, — то бывший супруг Т. стал ее врагом и с большим греческим войском двинулся из Константинополя в Грузию, для возвращения потерянного престола. Несмотря на то, что к нему примкнули некоторые областные правители, русский князь был разбит и исчез после того без вести. Т., вступив в новый брак с осетинским владетелем Давидом Сослани, с которым она росла в детстве, через 10 лет после вступления на престол открывает наступательную политику. Она завоевывает Хоросан, Тавриз, Эрзерум, одерживает блестящую победу над султаном ардебильским; битва при Шамхорате (в 1203 году) доставляет ей громкую славу, отголоски которой слышатся в русском сказании об иверской царице Динаре. Победоносное ее шествие завершается поражением (1204) Нукардина, султана алеппского. Доставив Грузии преобладающее политическое значение во всей Малой Азии, смирив внутренних и внешних врагов, расширив пределы царства, Т. позаботилась о духовном развитии Грузии. При ее дворе собирается плеяда славных писателей, доведших грузинский язык до полного совершенства. Ее век ознаменован поэтической деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших "богоподобной" царице восторженные оды. При ней создается светская романическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонели, автор "Амиран Дареджаниани", и Саргис Тмогвели, переводчик персидской повести о Висе и Рамине. Наконец, в ее царствование выдвинулся певец Барсовой кожи, Руставели (см.). Легендарная история, приписывающая Т. все замечательные храмы и крепости Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею, и между ними роскошный Вардзийский дворец, вырытый в обрывистой скале, близ Ахалциха, вмещающий в себе до 360 покоев. Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Т. Ее имя с одинаковым благоговением передается в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа. Церковь, за щедрые дары, причислила ее к святым, грузины-горцы превратили Т. в богиню-целительницу всех недугов. В Сванетии Т. из воинственной жены стала предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты. Народ верит, что Т. не умерла, она спит в золотой колыбели; когда дойдет до нее голос людской скорби, она проснется и вновь воцарится. Это поверье поддерживается отсутствием точных указаний о месте нахождения ее могилы. Ср. М.Г. Джанашвили "Царица Т." (Тифлис, 1900); академик А.Н. Веселовский "Царица Т. в народной легенде и у Лермонтова" ("Кавказ", 1898, № 6 и 7); Хаханов "Царица Т. по народным песням и сказаниям" ("Журнал для всех", 1900, № 7); Brosset "Histoire de la Georgie". А. Хаханов.

Советская историческая энциклопедия:

(р. ок. сер. 60-х гг. 12 в. — ум. 1213) — царица Грузии (1184-1213). В царствование Т. Грузия добилась больших военно-политич. успехов. Груз. войска одержали победы при Шамхоре над азерб. атабеком Абубекром и его союзниками (1195), при Басиани — над румским султаном Рукнадином (1205), взяли Каре (1204) и совершили поход в Персию (1210). Границы гос-ва были расширены. На землях, отторгнутых у Византии, возникла Трапезундская империя, к-рая долгое время находилась под политическим влиянием Грузии. Вассалами и данниками Грузии стали эрзинкский султан, арзрумский эмир, хлатский султан, а также сев.-кавк. горские владетели. В первые годы царствования Т. крупные феодалы выступили за передачу законодат. власти собранию представителей высших слоев общества и оставление за царицей лишь исполнит, власти. После переговоров за царицей осталось право управления и законодательства, но она утратила право единоличного решения государственных дел, которые решались совместно Т. и участниками высшего государственного совета ("Дарбази"). Внутр. политика правительства Т. вызывала недовольство угнетенного населения. В 1212 Т. жестоко подавила восстание груз. горцев. В ее царствование строились дороги, мосты, караван-сараи, возводились крепости, церкви, монастыри. Т. покровительствовала наукам и искусству. Ей посвящены оды Чахрухадзе, Шавтели, бессмертное творение Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре". В 1185 Т. вышла замуж за сына кн. Андрея Боголюбекого Юрия, с к-рым она разошлась через два года. Вторично Т. вышла замуж в 1189 за Давида Сослани, представителя осетинской ветви груз. Багратиони, от этого брака она имела сына Георгия Лаша и дочь Русудан.
=====
Лит.: История Грузии, 4 изд., Тб., 1967; см. также лит. при статье Грузинская ССР.
=====
М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси.

Энциклопедия литературных героев:

ТАМАРА — героиня «восточной повести» М.ЮЛермонтова «Демон (1829-1841). Самое сокровенное творение Лермонтова, «Демон» в сущности является опытом самопознания поэта, а условные герои и ситуации произведения — способом непосредственного переживания кардинальных проблем человеческого существования. Сюжет повести строится на взаимодействии двух персонажей, представляющих взаимоисключающие миры, — «неба» и «земли». Небожитель Демон, наделенный бессмертием, обольщает земную женщину Т.; история их любви завершается смертью героини.
В отличие от фантастического героя Т. предстает в произведении как будто реальным лицом. Но такое впечатление обманчиво. В портрете героини нет ничего индивидуального. Он составлен из обобщенных представлений о женской красоте: божественная ножка, влажный (т.е. глубокий, таинственный ) взор. Подчеркнуты бесплотность, нематериальность всех проявлений ее существа: ножка в танце «скользит, плывет», ее улыбка более неуловима, чем «играющий во влаге зыбкой» лунный луч. В характеристике Т. важен мотив «детской» незащищенности, ясности, цельности, противопоставленных мучительной сложности сумрачного Демона. Песня Т., перевернувшая судьбу героя, построена на скоплении гласных, многократном использовании ласкающего звука «л». Прекрасная, чистая душа без всяких усилий изливается в потоке летящих нежных звуков. Качества Т.: женская прелесть, неискушенность и чистота, душевная гармония — складываются в архетип романтического представления об идеальной красоте и совершенстве. В некотором отношении Т. Лермонтова не более реальна, чем Демон; и в то же время гораздо более реальна для поэта, чем реальная жизнь. Если Демон снится Т., то и Т. тоже снится герою. Услышав песню Т., Демон вдруг постигает, что ее образ был запечатлен в его душе по крайней мере «с начала мира», именно с тех пор ему «имя сладкое звучало».
Семантика «сладкого» имени Т.- финиковая пальма. С этим деревом связано представление о юге как стороне света. Юг вообще ассоциируется с солнечным светом, теплом, роскошью красок, избыточностью проявлений сверх возможностей жизни. В «Демоне» «юг» выявляется в любовной страсти Т. Ее чувство изображается как нарушение нормы, как болезнь и наваждение. Метафора «пожар любви» раскрыта буквально: подушка жжет, пылает грудь, туман в очах, нет сил дышать. Лермонтов подчеркивает невозможность четкой обрисовки происходящего с героиней, т.к. оно выходит за пределы материального и видимого. Т. испытывает «невыразимое смятенье», мучается «неотразимой мечтой», ее душа «рвет свои оковы».
Имя героини позволяет сопоставить отношения Демона и Т. с сюжетом лирического стихотворения «На севере диком», в котором сосне «снится» прекрасная пальма. Стихотворение представляет классическую для поэзии романтизма модель, в которой противоположности разведены во времени и пространстве, но стремятся друг к другу для воплощения целого (абсолюта). На одном полюсе в этой модели — холод, север, угрюмость, глубина знания, одиночество, страдание; на другом — юг, тепло, солнечный свет, яркость красок, доверчивость и ясность.
«Восточная повесть» завершается картиной смерти Т. Она в гробу «как пери спящая мила», цвет ее лица хранит теплоту живых красок, взор как будто дремлет под ресницами. Странная улыбка замерла на устах Т.- она сродни . закатному лучу, золотящему перед наступлением ночи снега Кавказа. В изображении мертвой Т. Лермонтов передает загадочную красоту, таинственную непостижимость смерти, в эстетике романтизма неразрывно связанной с любовью.
Что же касается психологического аспекта образа Т., то он исключительно серьезен. Лермонтов обратился к исследованию глубин человеческой психологии и показал, что даже такая ангельски чистая, неиспорченная душа, как Т., ничем не может защитить себя от Демона, беззащитна перед ним и — более того — неудержимо стремится к нему. Лермонтов показывает притягательность зла для человека. Душа Т., терзаемая страстью к Демону, описана как поле столкновения, трагического противоборства Добра и Зла. Эта тема в дальнейшем станет центральной в творчестве Ф.М.Достоевского.
Лит. см. к статье «ДЕМОН».
Л.М.Ельницкая

Словарь личных имен:

Ы, жен.
Производные: Тамарка; Тама; Тамуся; Тома; Томуля; Томуня; Томуся; Муся; Тата; Татуся; Туся; Мара.
Происхождение: (Др.-евр. имя Tamar — финиковая пальма.)
Именины: 14 мая

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Тамара, жен. имя

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

астероид
имя
тома

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru