Определение слова «Тайлор»

Большой энциклопедический словарь:

ТАЙЛОР (Тэйлор) (Tylor) Эдуард Бернетт (1832-1917) — английский этнограф, исследователь первобытной культуры. Наряду с Г. Спенсером — создатель эволюционной школы в этнографии и истории культуры. Разработал анимистическую теорию происходения религии (см. Анимизм).

Словарь по культурологии:

Эдуард Барнетт Тйлор (Тэйлор, Тейлор) (Tylor) (1832-1917)
англ. этнограф, исследователь первобытной культуры, один из основоположников и крупнейший представитель эволюционистского направления в этнологии. Во время путешествия на Кубу (1855-57) под влиянием страстного любителя древностей и мецената, банкира Г. Кристи, Т. проникся интересом к археологии и этнографии. Он самостоятельно изучил этногр. лит-ру и овладел древними языками (лат., др.-греч., ивритом). Уже в 1861 появилась его первая научная работа, а спустя четыре года книга “Исследования в области древней истории человечества”, в к-рой достаточно четкое выражение нашли осн. идеи Эволюционизма. В 1871 был опубликован гл. труд его жизни — “Первобытная культура”. В том же году он был избран членом Королевского об-ва. В 1881 вышла его последняя книга “Антропология (Введение в изучение человека и цивилизации”). Через два года он занял свою первую офиц. должность — стал хранителем Этногр. музея при Оксфорд. ун-те. В 1884 был назначен лектором по антропологии Оксфорд. ун-та, в 1886 — доцентом Абердин. ун-та. Многолетняя работа Т. по подготовке этнографов увенчалась созданием в Оксфорд. ун-те кафедры антропологии, первым профессором к-рой он стал в 1896. Признанным главой англ. школы эволюционизма в этнологии он оставался до 1907, когда душевное заболевание вынудило его отойти от науки. Кроме книг Т. написал более 250 статей.
Стремление осмыслить и систематизировать огромное количество данных о жизни народов, к-рые в то время было принято именовать дикими, варварскими или просто отсталыми, привело к возникновению разл. рода эволюционистских концепций. С возникновением эволюционизма этнография впервые стала наукой. Она стала включать в себя не только эмпирию, но и теорию. Для одних этнографов осн. субъектом эволюции была Культура, для других — об-во. Т. принадлежал к первым. Гл. свою задачу Т. видел в том, чтобы вскрыть закономерности развития культуры вообще. Эту эволюцию он понимал как естественно-истор. процесс, происходящий по объективным законам. Не будучи атеистом, он исходил из того, что в изучаемой им области действуют естеств. и только естеств. причины. Ему представлялось несомненным, что на основе изучения данных археологии и исследования жизни совр. отсталых народов можно реконструировать осн. этапы развития человеч. культуры. Эволюция человечества шла от дикости через варварство к цивилизации (см. Цивилизация). Она представляла собой поступат. развитие, что не исключало возможности временного регресса. В качестве важнейшего средства реконструкции прошлого у Т. выступало открытие повторяющегося в явлениях культуры во времени и пространстве. Этот прием в дальнейшем получил название типологич. сравнения и стал важнейшим моментом сравнительно-истор. метода (см. Сравнительно-исторический метод). Др. средство проникновения в прошлое — широко используемый Т. метод пережитков. И хотя о пережитках в культуре писали и до Т., само это понятие вошло в науку только с появлением его трудов.
Культура, согласно Т., развивается в силу действующих в ней естеств. причин; она распадается на несколько областей, каждая из к-рых развивается самостоятельно. Существуют несколько независимых эволюц. рядов. Т. не отрицал существования материальной культуры, но считал ее производной от духовной культуры. Его определение культуры есть определение духовной культуры. Из всех явлений культуры гл. внимание он уделил религии. Вся его “Первобытная культура” по существу посвящена возникновению и эволюции религии. Исходной формой религии, “минимумом религии” он считал веру в духовные существа, к-рую он назвал “первобытным анимизмом”. Она возникла в рез-те попытки дикарей объяснить явления сна и смерти. Они верили в существование в каждом человеке особой субстанции — души (см. Душа), к-рая может временно или навсегда покидать свою телесную оболочку. В последующем из понятия души развились представления о духах, олицетворяющих силы природы, животных и растений. Дальнейшая эволюция анимизма подготовила появление политеизма, к-рый в последующем трансформировался в монотеизм. Для своего времени концепция Т. была огромным шагом вперед. По существу это была первая подлинно научная теория происхождения и развития религии, базировавшаяся на огромном этногр. материале. Хотя ныне она в целом устарела, многое в ней осталось непреходящим.
Неверно считать, что после стремит. взлета в “Первобытной культуре” Т. в основном занимался разработкой деталей и популяризацией. После появления работы Л.Г. Моргана “Древнее об-во” (1877) Т. обращается к исследованию обществ. институтов, т.е. по существу, следуя за Морганом, переносит центр внимания с культуры на об-во. Заинтересовавшись открытыми Морганом классификационными системами родства и используя выдвинутую последователем Моргана англ. этнографом Л. Файсоном идею дуальной организации, Т. делает существ. шаг вперед в разработке проблем рода и экзогамии. В статьях “О методе исследования развития институтов применительно к законам брака и происхождения” (1889) и “Матриархальная семейная система” (1896) он пришел к выводу, что первонач., исходной формой экзогамии является подразделение людей на две взаимнобрачущиеся половины. В дуально-родовой организации он увидел исток классификационной системы родства турано-ганованского типа и нашел объяснение билатерального (двустороннего) кросс-кузенного брака. В отличие от Л. Файсона он считал, что дуально-родовая организация возникла не в рез-те разделения первонач. человеч. коллектива на две половины, а, наоборот, из соединения двух ранее совершенно самостоят. человеч. групп. И как показали дальнейшие исследования, в частности англ. этнографа У.Х. Риверса, он был ближе к истине, чем Л. Файсон.
Соч.: Researches into the Early History of Mankind and the Development of Civilization. L., 1865; Primitive Culture. V. 1-2. L., 1871; Anthropology. L., 1881; The Matriarchal Family System // The Nineteenth Century. Vol. 40. L., 1896; О методе исследования развития учреждений в применении к законам о браке и происхождении // Этногр. обозрение. М., 1890. № 2; Доисторический быт человечества и начало цивилизации. М., 1868; Антропология. СПб., 1909; Первобытная культура. М., 1939; 1989.
Лит.: Никольский В.К. Место Эдуарда Тэйлора в исследовании первобытной культуры // Э. Тэйлор. Первобытная культура. М., 1939; Marett R.R. Tyior. L., 1936.
Ю. И. Семенов.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Советская историческая энциклопедия:

Тэйлор (Tylor), Эдуард Бернетт (2.Х.1832 — 2.I.1917) — англ. этнограф, исследователь первобытной культуры. Гл. труды: "Первобытная культура" (v. 1-2, L., 1871, рус. пер., М., 1939) и "Антропология" (L., 1881, в рус. пер. "Введение к изучению человека и цивилизации", П., 1924). С 1883 — хранитель этнографич. музея при Оксфордском ун-те, с 1896 — первый профессор основанной тогда кафедры этнографии (в то время наз. кафедрой антропологии) этого ун-та. Наряду с Г. Спенсером Т. — создатель эволюционной школы в истории культуры и в этнографии. Идеалистически подходя к истории культуры, Т. рассматривал ее как самодвижение идей в области техники, хоз. и духовной жизни человечества, выражающееся в развитии форм тех или иных орудий и приспособлений, видов иск-ва, верований и культов. Несмотря на неправомерность уподобления развития культуры развитию органич. мира, концепция Т., как и эволюц. школа в этнографии в целом, была прогрессивной для своего времени. В противовес распространенной тогда теории, рассматривавшей отсталые народы как вырождающиеся и потому неполноценные, Т. выдвигал концепцию прогрессивного развития человечества, а культуру рассматривал как единое целое, в к-рое все народы мира внесли свой вклад.
=====
Наибольшее внимание уделил Т. истории духовной культуры, особенно религии. Широко применяя в исследовании понятие пережитков, Т. вскрыл ист. корни многих, ныне непонятных или приобретших новый смысл обычаев и обрядов. Обобщив ист. данные о верованиях разных народов и впервые введя в изучение истории религии этнографич. материал, Т. объединил различные представления о душах и духах, дав им общее назв. — анимизм. Допуская существование дорелиг. эпохи в ист. развитии человечества, Т. в анимистич. представлениях усматривал тот "минимум религии", из к-рого в дальнейшем возникли все существующие религии. Анимистич. теория происхождения религии Т., получившая с 1870-х гг. широкое признание, представляла крупный шаг вперед по сравнению с господствовавшей ранее мифология, школой. Т. опровергал теорию божеств. откровения и показал естеств. психологич. корни религии. Однако в целом анимистич. теория Т. несостоятельна, т. к. исходит из идеалистич. понимания религии как чисто психологич. явления и неисторично рисует ход развития религ. идеологии как некий самостоятельный процесс.

Новейший философский словарь:

ТАЙЛОР (Tylor) Эдвард Барнет (1832-1917) — антрополог, общепризнанный лидер раннего английского эволюционизма. Т. часто считают первым профессиональным антропологом, вместе с тем он не получил специального образования, а занимался самостоятельным изучением древних языков, исторической и этнографической литературы. В 1861-1881 опубликовал ряд работ, в том числе принесшую ему мировую известность монографию «Первобытная культура» (1871). В 1883-1886 — хранитель Этнографического музея Оксфордского университета. Позднее преподавал в Абердинском и Оксфордском университетах. В последнем основал кафедру антропологии (1896). Дважды избирался президентом Антропологического института Великобритании и Ирландии. Т. сформулировал базовые идеи, составившие основу теории эволюционизма. По Т., история человеческой культуры составляет неотъемлемую часть эволюции природы. Поэтому законы, определяющие развитие человечества, во многом схожи с законами природы, особенно биологическими. Все явления культуры, включая материальные объекты, обычаи, верования, представляют собой такие же феномены, как виды животных и растений. Поэтому антрополог должен, подобно биологу, систематизировать культурные элементы по видам и выстроить их эволюционными рядами. Культура, по Т., развивается от простых форм к сложным. При этом все общества в своей истории последовательно проходят три стадии развития — от дикости через варварство к цивилизации. Именно принадлежность к разным стадиям прогрессивного развития обусловливает культурную дифференциацию человечества. Т. утверждал, что в современных обществах сохраняются следы предыдущих стадий развития. Такие элементы он сравнивал с «живыми ископаемыми» и называл пережитками, а их существование объяснял иррациональными причинами. Т. сознательно акцентировал внимание на чертах сходства между различными народами. Он считал, что человечество представляет собой единый биологический вид и полагал возможным параллельное изобретение культурных инноваций и, следовательно, подобие эволюционных процессов у различных народов. Вместе с тем, Т. отмечал, что элементы культуры могут распространяться путем заимствования и контактов. Особое место в научном наследии Т. занимает концепция происхождения и эволюции религии. По Т., древнейшей формой религии являлся анимизм. Его появление — результат осмысления древними людьми таких явлений, как сон, сновидения, обморок, болезнь, смерть, приведшего к представлениям о душе как о нематериальной субстанции, способной существовать отдельно от физического тела. Дальнейшими стадиями развития религии, согласно Т., стали вера в духов природы, растений и животных, затем — в загробную жизнь, в великих богов природы и на высшей стадии — в верховного Бога.

Новая философская энциклопедия:

ТАЙЛОР (Тylor) Эдуард Бернетт (2 октября 1832, Лондон – 2 января 1917, Уэллингтон, Сомерсетшир) – английский этнограф, исследователь первобытной культуры, профессор Оксфордского университета. Вместе с Г.Спенсером считается основоположником и виднейшим представителем эволюционистской школы в этнографии и антропологии. Трактовал историю культуры как постепенный и непрерывный прогресс орудий труда, знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и т.п., осуществляющийся в соответствии со столь же строгими законами, как и законы природы. К числу важнейших факторов, влияющих на историю культуры, относил «общее сходство природы человека» и «общее сходство обстоятельств его жизни». Действием этих факторов объясняется единство человечества и единообразие его культуры на сходных ступенях развития. С помощью понятия «пережитки» Тайлор попытался показать связь между глубокой древностью и современной культурой: пережитки – это «живое свидетельство или памятник прошлого», свойственные более ранней стадии культуры и в силу привычки существующие на другой, более поздней стадии. В главной работе Тайлора «Первобытная культура» (Primitive Culture, 1871, рус. пер. 1939, 1989) приведено много примеров пережитков, в т.ч. таких, как ручная прокидка челнока во времена уже механизированного ткачества, пожелание здоровья при чиханье и т.п. Всемирную известность Тайлору принесла анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях (см. Анимизм [АНИМИЗМ]). Используя богатейший этнографический материал, Тайлор выдвинул формулу «анимизм есть минимум определения религии», ставшую предметом многочисленных дискуссий.
Сочинения:
1. в рус. пер.: Введение к изучению человека и цивилизации. Антропология. П.–М., 1924.
А.Н.Красников

Социологический словарь:

Тайлор (Тэйлор, Тейлор) (Tyior) Эдуард Барнетт (1832-1917) — английский этнограф, исследователь первобытной культуры, один из основоположников и крупнейший представитель эволюционистского направления в этнологии. Во время путешествия на Кубу (1855-57) под влиянием страстного любителя древностей и мецената, банкира Г. Кристи, Тайлор проникся интересом к археологии и этнографии. Он самостоятельно изучил этнографическую литературу и овладел древними языками (латинским, древне-греческим, ивритом). Уже в 1861 появилась его первая научная работа, а спустя четыре года книга "Исследования в области древней истории человечества", в которой достаточно четкое выражение нашли основные идеи эволюционизма.
В 1871 был опубликован главный труд его жизни — "Первобытная культура". В том же году он был избран членом Королевского общества. В 1881 вышла его последняя книга "Антропология (Введение в изучение человека и цивилизации"). Через два года он занял свою первую официальную должность — стал хранителем Этнографического музея при Оксфордском университете. В 1884 был назначен лектором по антропологии Оксфордского университета, в 1886 — доцентом Абердинского университета. Многолетняя работа Тайлора по подготовке этнографов увенчалась созданием в Оксфорд, университе кафедры антропологии, первым профессором которой он стал в 1896. Признанным главой английской школы эволюционизма в этнологии он оставался до 1907, когда душевное заболевание вынудило его отойти от науки. Кроме книг Тайлор написал более 250 статей.
Стремление осмыслить и систематизировать огромное количество данных о жизни народов, которые в то время было принято именовать дикими, варварскими или просто отсталыми, привело к возникновению разл. рода эволюционистских концепций. С возникновением эволюционизма этнография впервые стала наукой. Она стала включать в себя не только эмпирию, но и теорию. Для одних этнографов основным субъектом эволюции была культура, для других — общество. Тайлор принадлежал к первым. Главную свою задачу Тайлор видел в том, чтобы вскрыть закономерности развития культуры вообще. Эту эволюцию он понимал как естественно-исторический процесс, происходящий по объективным законам. Не будучи атеистом, он исходил из того, что в изучаемой им области действуют естеств. и только естественные причины. Ему представлялось несомненным, что на основе изучения данных археологии и исследования жизни современных отсталых народов можно реконструировать основные этапы развития человеческой культуры. Эволюция человечества шла от дикости через варварство к цивилизации. Она представляла собой постулат, развитие, что не исключало возможности временного регресса. В качестве важнейшего средства реконструкции прошлого у Тайлора выступало открытие повторяющегося в явлениях культуры во времени и пространстве. Этот прием в дальнейшем получил название типологического сравнения и стал важнейшим моментом сравнительно-исторического метода.
Другое средство проникновения в прошлое — широко используемый Тайлором метод пережитков. И хотя о пережитках в культуре писали и до Тайлора, само это понятие вошло в науку только с появлением его трудов. Культура, согласно Тайлору, развивается в силу действующих в ней естественных причин; она распадается на несколько областей, каждая из которых развивается самостоятельно. Существуют несколько независимых эволюционных рядов. Тайлор не отрицал существования материальной культуры, но считал ее производной от духовной культуры. Его определение культуры есть определение духовной культуры. Из всех явлений культуры главное внимание он уделил религии. Вся его "Первобытная культура" по существу посвящена возникновению и эволюции религии. Исходной формой религии, "минимумом религии" он считал веру в духовные существа, которую он назвал "первобытным анимизмом". Она возникла в результате попытки дикарей объяснить явления сна и смерти. Они верили в существование в каждом человеке особой субстанции — души, которая может временно или навсегда покидать свою телесную оболочку.
В последующем из понятия души развились представления о духах, олицетворяющих силы природы, животных и растений. Дальнейшая эволюция анимизма подготовила появление политеизма, который в последующем трансформировался в монотеизм. Для своего времени концепция Тайлора была огромным шагом вперед. По существу это была первая подлинно научная теория происхождения и развития религии, базировавшаяся на огромном этнографическом материале. Хотя ныне она в целом устарела, многое в ней осталось непреходящим. Неверно считать, что после стремит, взлета в "Первобытной культуре" Тайлор в основном занимался разработкой деталей и популяризацией. После появления работы Л. Г. Моргана "Древнее общество" (1877) Тайлор обращается к исследованию обществ, институтов, т.е. по существу, следуя за Морганом, переносит центр внимания с культуры на общество. Заинтересовавшись открытыми Морганом классификационными системами родства и используя выдвинутую последователем Моргана английским этнографом Л. Файсоном идею дуальной организации, Тайлор делает существ, шаг вперед в разработке проблем рода и экзогамии.
В статьях "О методе исследования развития институтов: применительно к законам брака и происхождения" (1889) и "Матриархальная семейная система" (1896) он пришел к выводу, что первоначальной, исходной формой экзогамии является подразделение людей на две взаимнобрачущиеся половины. В дуально-родовой организации он увидел исток классификационной системы родства турано-ганованского типа и нашел объяснение билатерального (двустороннего) кросс-кузенного брака. В отличие от Л. Файсона он считал, что дуально-родовая организация возникла не в результате разделения первоначального человеческого коллектива на две половины, а, наоборот, из соединения двух ранее совершенно самостоят, человеческих групп. И как показали дальнейшие исследования, в частности английского этнографа У.Х. Риверса, он был ближе к истине, чем Л. Файсон.
Соч.: Researches into the Early History of Mankind and the Development of Civilization. L., 1865; Primitive Culture. V. 1-2. L., 1871; Anthropology. L., 1881; The Matriarchal Family System // The Nineteenth Century. Vol. 40. L., 1896; О методе исследования развития учреждений в применении к законам о браке и происхождении // Этнографическое обозрение. М., 1890. © 2; Доисторический быт человечества и начало цивилизации. М., 1868; Антропология. СПб., 1909; Первобытная культура. М., 1939; 1989.Лит.: Никольский В.К. Место Эдуарда Тэйлора в исследовании первобытной культуры // Э. Тэйлор. Первобытная культура. М., 1939; Marett R.R. Tyior. L., 1936.Ю. И. Семенов. Культурология XX век. Энциклопедия. Том второй м-я С-П., Университетская книга. 1998

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru