Определение слова «Струве»

Большой энциклопедический словарь:

СТРУВЕ (Struve) Глеб Петрович (1898-1985) — американский литературовед, критик. Сын П. Б. Струве. В 1918 эмигрировал из России. Исследования по истории русской эмигрантской литературы (книга "Русская литература в изгнании", 1956; 2 издание 1984) — советской литературе. Редактор многих изданий советских поэтов, вышедших в США. Сборник стихов "Утлое жилье" (1965).
СТРУВЕ (Struve) Отто (1897-1963) — американский астроном. Внук О. В. Струве. Родился в России. С 1920 в США. Труды по практической и теоретической звездной спектроскопии, эволюции звезд, их вращению; исследования межзвездного газа.

Большая биографическая энциклопедия:

Струве — дворянские роды. Один из них происходит от Георга-Адама Струве (1619 — 1692), профессора юриспруденции в Иенском университете. Его внук Антон-Севастиан Струве (1729 — 1802) был русским поверенным в делах при германском имперском сейме. Из сыновей последнего Иоанн-Густав (1763 — 1828) был поверенным в делах в Карлсруэ, а Генрих-Христофор-Готфрид (1772 — 1851) — посланником при ганзейском союзе, потом старшим советником министерства иностранных дел. Из сыновей Иоанна-Густава Антон (1797 — 1846) был русским поверенным в делах во Франкфурте на Майне, Аманд (1798 — 1867) — поверенным в делах в Швейцарии, потом генеральным консулом в Ливорно, а Густав (1805 — 1871) принимал участие в революционном движении 1848 г. (см. ниже). Из внуков Иоанна-Густава известны Густав (родился в 1833 г.) и Аманд (родился в 1835 г.) Егоровичи (инженер-генерал-майоры, строители и заводчики), и Генрих Егорович — профессор в Варшаве (см. ниже). Густав Андреевич Струве (1801 — 1865) был министром-резидентом в Гамбурге. Этот род Струве внесен в родословные книги дворян Царства Польского. Другой род Струве происходит от знаменитого астронома Василия Яковлевича Струве ; из его сыновей Оттон Васильевич был директором Пулковской обсерватории (см. ниже), Кирилл Васильевичныне посланник наш в Японии, а Бернгард Васильевич служил в Восточной Сибири у графа Муравьева, был астраханским и пермским губернатором и напечатал "Воспоминания о Сибири" ("Русский Вестник", 1888). Из сыновей последнего Василий (родился в 1854 г.) ныне директор Константиновского межевого института, а Петр — известный писатель (см. ниже). Этот род Струве внесен в III ч. родословной книги Полтавской губернии. В XIX столетии из Германии переселялись в Россию и другие члены рода Струве, потомство которых принадлежит к дворянству разных губерний.

Советская историческая энциклопедия:

1.
Василий Васильевич (21.I(2.II).1889 — 15.IX.1965) — сов. востоковед, историк стран Др. Востока, создатель сов. школы специалистов по истории Др. Востока. С. — ученик Б. А. Тураева и П. К. Коковцова. Родился в Петербурге. В 1911 окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та, после чего нек-рое время работал в Берлине под руководством А. Эрмана. В 1927 защитил кандидатскую диссертацию. С 1934 С. — д-р историч. наук, с 1935 — действит. чл. АН СССР. С. вел обширную педагогич., научно-организационную и обществ. деятельность. Ок. 50 лет (с 1916) преподавал в Ленингр. гос. ун-те, в 1918-33 заведовал Египетским отделом Гос. Эрмитажа, в 1937-40 был директором Института этнографии АН СССР, в 1941-50 — директором Института востоковедения АН СССР, с 1959 заведовал отделом Др. Востока этого же ин-та (в 1960-69 — Ин-т народов Азии). С. руководил кафедрой истории Др. Востока в Ленингр. гос. ун-те. С. был членом ряда сов. и зарубежных науч. организаций (Пражского вост. ин-та, Комитета междунар. ассоциации египтологов в Копенгагене и пр.). В 1934-39 С. — депутат Ленингр. гор. совета депутатов трудящихся.
=====
Выдающийся ученый, С. обладал широкой и глубокой эрудицией, прекрасным знанием ряда древних и совр. языков, ему были доступны в оригинале письм. источники истории большинства древних народов бассейна вост. Средиземноморья.
=====
С. принадлежал к тем передовым рус. интеллигентам, для к-рых после победы Вел. Окт. социалистич. революции марксистско-ленинское учение стало фундаментом науч. творчества. С. впервые в мировой науке поставил в науч. плане проблему социально-экономич. структуры др.-вост. обществ и определил их как ран-нерабовладельческие, исходя из данных о древнешумерском обществе, к-рое он тщательно изучил. Эти исследования являются не только ценным вкладом в востоковедение, но и имеют серьезное значение для изучения докапиталистических формаций.
=====
С. — автор работ по истории и истории культуры Др. и эллинистич. Египта, Шумера, Вавилонии, Ассирии, Угарита, Урарту, Ирана, Палестины, М. Азии, Сев. Причерноморья и Ср. Азии. В этих работах сочетается скрупулезное, тщательное изучение фактов, даже самых мелких, с широкими обобщениями, с тонким пониманием характера разных исторических эпох и их роли в истории отдельных народов. С. принадлежит обобщающий труд "История Древнего Востока" (М., 1941), послуживший образцом для многих сов. учебников и учебных пособий по этому разделу всемирной истории. С. также издал ряд важнейших егип. памятников, хранящихся в музеях СССР,Московский математич. папирус и демотич. документы.
=====
С. был редактором ряда науч. периодич. изданий и коллективных историч. трудов. Он принимал активное участие в создании сов. энциклопедич. изданий (Большой советской энциклопедии и др.); был инициатором издания Сов. историч. энциклопедии и членом ее Главной редакции.
=====
Лит.: Творческий путь акад. В. В. Струве, "ВДИ", 1959, No 1; Ольдерогге Д. A., Матвеев В.В., В. В. Струве, "СЭ", 1966, No 2; В. В. Струве. Библиографич. справка, М., 1959; Список трудов В. В. Струве, в сб.: Древний мир, М., 1962, с. 9-22.
=====
М. А. Коростовцев. Москва.
2.
Штруве (Struve), Густав фон (11.Х.1805 — 21.VIII.1870) — немецкий революц. демократ. Адвокат по профессии. Организатор восстаний в Бадене в 1848-49. После неудачи второго восстания (сент. 1848) был арестован и приговорен к длит. тюремному заключению. Освобожденный участниками третьего восстания (см. Баденско-Пфальцское восстание 1849), стал чл. врем. революц. пр-ва (май 1849). После поражения революции эмигрировал в США (1851), где участвовал на стороне Севера как офицер в гражд. войне. В 1863 вернулся в Европу.
=====
Соч.: Grundstze der Staatswissenschaft, Bd 1-4, Mannheim, 1847-48; Geschichte der drei Volkserhebungen in Baden, Bern, 1849; Diesseits und jenseits des Ozeans, Coburg, 1863-64.
3.
Петр Бернгардович (26.I.1870 — 1944) — рус. экономист, философ, историк, публицист; гл. представитель "легального марксизма" и его теоретик. Сын пермского губернатора. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1895). В 90-е гг. редактировал журналы "легальных марксистов" "Новое слово" и "Начало". Выступал в печати по вопросам политэкономии, этики, социологии, истории, философии. В 1896 участвовал в Междунар. социалистич. конгрессе в Лондоне. В 1898 С. был привлечен членами ЦК РСДРП к составлению Манифеста I съезда РСДРП. Однако С. был противником революц. марксизма, в особенности учения о социалистич. революции и диктатуре пролетариата. Оппозиционно настроенный по отношению к самодержавию, требуя бурж.-демократич. свобод, критикуя народничество, С. стремился не к пролет. социализму, а к бурж. либерализму. Пытался, "критически пересматривая" марксизм, приспособить его к потребностям либеральной буржуазии. В 1898-1900 стал на путь открытой ревизии марксизма и не только фактического, но и формального разрыва с с.-д. Редактировал нелегально издававшийся за границей с июня 1902 журн. "Освобождение" и стал одним из гл. деятелей возникшего летом 1903 "Союза освобождения". С основанием в окт. 1905 конституционно-демократической партии вошел в состав ее ЦК. После Революции 1905-07 возглавлял правое крыло этой партии; редактировал журн. "Русская мысль", ставший органом правых кадетов и веховцев. Участвовал в сб. "Вехи" (1909). В 1906-17 преподавал политэкономию в Петерб. политехнич. ин-те. С 1917 — академик (по политэкономии и статистике; исключен из АН в 1928).
=====
С. враждебно встретил Окт. социалистич. революцию 1917. В годы Гражд. войны деятельно сотрудничал с белогвардейцами. Входил в состав "Особого совещания" при А. И. Деникине. Был министром в пр-ве П. Н. Врангеля. После разгрома росс. контрреволюции эмигрировал. Редактировал журн. "Русская мысль" (Прага), газ. "Возрождение" (Париж) и др. эмигрантские издания правокадетского направления. В 20-30-е гг. С. был признанным духовным вождем крайне правых интеллигентских кругов рус. эмиграции. Преподавал в Пражском и Белградском ун-тах. Много занимался историей рус. обществ. мысли (статьи о Л. Н. Толстом, P. M. Достоевском, А. С. Пушкине, И. С. Аксакове). С. был непримиримым врагом Сов. власти. Умер в Париже.
=====
В области философии С. стоял на позициях неокантианства, эволюционируя в сторону неофихтеанства. Фальсифицируя ист. концепцию К. Маркса, считал неправомерным тезис об обострении противоречий и утверждал, что обществ. развитие совершается путем не обострения, а притупления противоречий, без социальных переворотов. С. отвергал диалектику, противопоставляя ей мирную эволюцию, а закон противоречия объявлял "баснословной догмой". В политэкономии отрицал теории трудовой стоимости, прибавочной стоимости, обнищания пролетариата. С. — автор работ по экономич. истории России, по истории рус. интеллигенции. В кн. "Критич. заметки к вопросу об экономич. развитии России" (СПБ, 1894) (к-рая была одним из гл. проявлений "легального марксизма") С., полемизируя с народниками, правильно утверждал, что Россия пойдет путем европ. Запада. Однако полагал при этом, что капитализм оказывает благотворное влияние на нар. массы в целом, отрицал растущее разорение крестьянства капиталистич. предпринимательством. Изо- бражал противоречия капитализма, как явления внутр. порядка, разрешимые в рамках его экономики. С. отводил определяющую роль не производств. отношениям, а обмену, отождествлял капитализм с товарным х-вом. Оставляя в стороне клас. борьбу, отвергая самое понятие "социальная революция", С. утверждал, будто бы капитализм в России развивается "без классовых противоречий и насилия", проповедовал теорию мирного врастания капитализма в социализм. В 1901 С. написал к записке С. Ю. Витте "Самодержавие и земство" предисловие, в к-ром отрицал роль клас. борьбы, идее революции противопоставлял идею гос. реформ, подобных реформам 1860-х гг., идею бурж. гос-ва, организующего общество. В кн. "Крепостное хозяйство. Исследования по экономич. истории России в XVIII и XIX вв." (М., 1913, представляла обработку доклада 1899 и науч. работ 1900-01), пытаясь решить проблему генезиса и развития капиталистич. отношений в России, С. изобразил крепостное х-во двигателем ист. процесса, противоречия между помещичьим и крест. х-вами считал не классовыми, а экономическими. В ст. "Интеллигенция и революция" (сб. "Вехи") представил историю России как борьбу гос-ва с анархич. началом, выраженным сначала казачеством, а с сер. 19 в. — интеллигенцией. С. солидаризировался с Лассалем, утверждая надклассовый характер гос-ва. Взгляды С. были подвергнуты всесторонней политич. и науч. критике в трудах В. И. Ленина ("Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве" и др.), а также в работах Г. В. Плеханова.
=====
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 475); Плеханов Г. В., Критика наших критиков, Избр. философ. произв., т. 2, М., 1956; История КПСС, т. 1, М., 1964; Чагин Б. A., Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской философии, М., 1960.
=====
А. Н. Цамутали. Ленинград.

Новейший философский словарь:

СТРУВЕ Петр Беренгардович (1870-1944) — российский мыслитель, философ, экономист, правовед, историк. Студент юридического факультета Петербургского университета (с 1890), стажировался у Гумпловича в г. Граце, Австрия (1892). Сдал экстерном экзамены за университетский курс (1895). Преподавал политэкономию в Петербургском политехническом институте (1906-1917). Магистр (1913), доктор (1917, тема диссертации — «Хозяйство и цена») наук. Почетный доктор права Кембриджского университета (1916). Редактор эмигрантского журнала «Освобождение» (1902-1905). Член ЦК партии кадетов (с 1906). Депутат второй Государственной думы (с 1907). Автор концепции «Великой России» (1908). Основатель «Лиги Русской Культуры» (1917). Соавтор сборника Вехи» (1909), соавтор и инициатор сборника «Из глубины» (1918). Член правительства у П.Н. Врангеля. С 1920 в эмиграции. В молодости — представитель «легального марксизма» (автор Манифеста первого съезда РСДРП), позжеприверженец идеологии либерального консерватизма. Основные работы: «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894), «Свобода и историческая необходимость» (1897), «Марксовская теория социального развития» (1900), «К характеристике нашего философского развития» (1902), «Вехи и «Письма» А.И. Эр-теля» (1909), «Patriotica. Политика, культура, религия, социализм. Сб. статей за пять лет (1905-1910) «(1911), «Заметки о плюрализме» (1923), «Метафизика и социология. Универсализм и сингуляризм в античной философии» (1935) и др. (Книга С. «Социальная и экономическая история России с древнейших времен и до нашего, в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности» осталась незавершенной; рукопись работы «Система критической философии» пропала). Исходной посылкой творчества С. выступила полемика против идеологии народничества как «социальной утопии, углублявшей русскую некультурность». Отвергая общинный идеал русского социализма, С. отводил особую роль в грядущей коммунистической революции пролетариату, признавая при этом прогрессивность западной модели буржуазной цивилизованности по сравнению с укладом российского общества рубежа 19-20 вв. «Капитализм не только зло, но и могущественный фактор культурного прогресса, — фактор не только разрушающий, но и созидающий... Вся современная материальная и духовная культура тесно связана с капитализмом», — утверждал он. Государство, по мнению С, может выступать не только как «аппарат принуждения», но и как над- и внеклассовая «организация порядка». В рамках осознания процесса «создания культуры в общественной форме» посредством усилий государства С. подчеркивал, что «культура универсальнее государственности, национальность мягче ее». Патриотизм С. выступал в благородной ипостаси философски осмысленного национализма: «Мы любим наш народ, но не поклоняемся ему. Так можно любить человека, относясь свободно к его личности, видя ее несовершенства и болея ими. Вообще... не следует поклоняться личностям, ни индивидуальным, ни собирательным. Их следует только любить. Наш идеализм поклоняется только идее личности, ценности бестелесной». Патриотизм, осмысленный С. в духе философии В. Соловьева, лишался пороков национального эгоизма и национальной исключительности, либерализм же, к вящей радости русских прогрессистов, приобретал иное, не космополитическое измерение. (»Либерализм в его чистой форме, т.е. как признание неотъемлемых прав личности... и есть единственный вид истинного национализма, подлинного уважения и самоуважения национального духа...»). «Я западник и потомунационалист», — подчеркивал С. «Национальный дух» у С. — это «идея-форма», в которой и возможно культурное творчество личности. Культура, по С,- это то поле, причастность которому обеспечивает созвучие человека, наделенного «личной годностью», мирозданию. Через активность личности мир идеалов может быть объективирован в мире действительности. «Праведная общественная деятельность» же должна служить для человека императивом личного подвига. Воспринимая существо государства как религиозное по сути, отстаивая тезис о безличной природе всякой власти, С. утверждал, что «вне отношения к Абсолютному началу человеческая жизнь есть слепая игра слепых сил». С. усматривал в интеллектуальной гипотезе о религиозности грядущей русской революции (В. Соловьев, Бердяев, Мережковский и др.) отражение «богоматериализма», в значительной степени характерного для православного христианского философского мировосприятия. Последовательный выбор между «гуманистическим идеализмом» и «космическим материализмом», присущими христианству, был, согласно С, осуществлен лишь протестантизмом — определенно в пользу первого. В Европе «крушение богоматериализма» сопрово-дилось «крушением эсхатологии», и, по С, теперь в России «все усилия богоматериалистов направлены на возрождение эсхатологической веры, которая протестантизмом преодолена». Трактуя собственные взгляды как «критический позитивизм», отвергающий «мнимо непобедимую» диалектику в философии и «решительный, хотя не правоверный», марксизм в социологии и политической экономии, С. не считал возможным разделять марксистские мифы о позитивности социалистической революции вообще и ее принципиальной осуществимости с пользой для народа России, в частности. Идея революции самой по себе, вне духовно-нравственного идеала, основанного на вненаучном фундаменте, не вызывала у С. исторического оптимизма. (»Беда русской интеллигенции: рационалистический утопизм, стремление устроить жизнь по разуму, оторвав ее от объективных начал истории, от органических основ общественного порядка, от святынь народного бытия»). Революционистское истолкование гегелевской диалектики, понимание революции как «скачка из царства необходимости в царство свободы», попытки придать этому тезису статус теоретического положения, необходимо вытекающего из научных посылок и оснований, отвергались С. категорически. «Диктатура пролетариата» — «якобински-бланкистское понятие», является, по С, ничем иным как «орудием мнимо реалистического объяснения недоступного пониманию социального чуда». В контексте атрибутивных для него идей революции и диктатуры пролетариата марксизм, согласно С, — это всго лишь «чрезвычайно оригинальная форма утопизма». По схеме С, «ахиллесовой пятой» русского марксизма является «его философия»: «Маркс был вовсе не тот имеющий внутреннее родство с Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем философ критического духа...; это был догматический материалист, вышедший из школы Фейербаха, но более решительно, чем последний, примкнувший к французскому материализму 18 века. Он в этом отношении прямой продолжатель французских социалистов и коммунистов, философски отправлявшихся... от материализма и сенсуализма». Марксизм, по С, вырос из несовместимых источников: а) рационализма Просвещения, стремившегося перестроить историческую действительность на основании конструкций отвлеченного разума; б) теоретической реакции отторжения и преодоления просвещенческого рационализма, результировавшейся в облике концепций общества и его форм как органического продукта стихийного, иррационального творчества, у Шеллинга, Гегеля, Сен-Симона, Конта, Дарвина и др. В итоге, по мнению С, в марксизме механический рационализм 18 в. слился с органическим историцизмом 19 в., и в этом слиянии окончательно потонула идея личной ответственности человека за себя и за мир. Социализм — в лице марксизма — «отказался от морали и разума». В основе социализма лежит идея полной рационализации всех процессов, совершающихся в обществе. «Ни индивидуальный, ни коллективный разум не способен охватить такое обширное поле и не способен все происходящие в нем процессы подчинить единому плану». Искание правды было для С. безусловно выше извивов и цинизма партийной тактики. Теоретическим фундаментом такого мировоззрения С. явился его активный и творческий интерес к ценностям философского идеализма и его метафизики. «Философ в политике» (по определению Б. Николаевского), С. возвел собственный мировоззренческий оппортунизм, убежденность в идеалах «перевоспитания общества» в ранг философского кредо. Политика как процесс воспитания, а не принуждения, как «школа компромиссов» — такое миропонимание С. неизбежно результировалось в его отвращении к «культу силы», характерному для российской социал-демократии. При этом отвергая теорию и практику большевизма, С. стоял на том, что России всегда будут необходимы «прочно огражденная свобода лица и сильная правительствующая власть». Революция 1905-1907 привела к крушению миросозерцание, основанное на идеях личной безответственности и социального равенства. Эпоха же Возрождения России — «возрождения духовного, социального и государственного, должна начаться под знаком Силы и Ясности, Меры и Мерности...».

Новая философская энциклопедия:

СТРУВЕ Петр Бернгардович [26 января (7 февраля) 1870, Пермь – 26 ноября 1944, Париж]русский политик, публицист, экономист, философ, историк.
После окончания петербургской гимназии в 1889 поступил в Петербургский университет, где обучался до 1895. Уже в студенческие годы активно занялся политической деятельностью и примкнул к марксистскому движению в России. Проделал эволюцию от марксизма к либерализму. В 1906–17 преподавал историю хозяйства в Петербургском политехническом институте. Струве приветствовал Февральскую революцию. Летом 1917 был в числе активных сторонников генерала Корнилова. В это же время избран членом Академии наук по отделению политической экономии и статистики (исключен в 1938). Инициатор сборника «Из глубины» (1918). В эмиграции (с декабря 1918), будучи одним из политических и идейных вождей русского зарубежья, продолжал заниматься публицистической, научной и издательской деятельностью – редактор газет «Возрождение» (1925–27); «Россия» (1928), «Россия и славянство» (1928–32), читал курс социологии в Белградском университете. В многочисленных статьях изложил программу «религиозно-метафизического агностицизма» и «либерального консерватизма».
Вопросы теории познания рассматривал преимущественно с неокантианских позиций. Особое внимание уделял разработке таких проблем, как соотношение должного и сущего, свободы и необходимости. Для социальной философии Струве характерно различение понятий общества как стихийной, спонтанно возникающей системы взаимодействий и государства – единства, подчиненного высшей цели. Общее представление об историческом процессе также основано на дуализме стихийно-иррационального и телеологического начал общественно-исторической жизни. Критиковал социализм как утопическую попытку устранить указанный дуализм за счет рационализации жизни общества. В русле этих идей социалистическую революцию в России расценивал как проявление стихийно-почвеннической реакции масс на политику западнической европеизации.
Оригинальным достижением Струве была разработка понятий «универсализм» и «сингуляризм», в противовес монизму утверждал плюралистичность пространств и разновременных сингулярных явлений, позволяющих выявить статистические законы.
 
Сочинения:
 
1. Patriotica. Политика, культура, религия, социализм. М, 1997.
 
Литература:
 
1.  Кондакова И.А. Он не был бунтарем.– «Советская библиография», 1991, №6;
2. Колеров . ., Плотников .С. Творческий путь П.Б.Струве.– «ВФ», 1992, № 12;
3. Pipes R. Strove. Liberal in the Right, 1905–1944. Cambr. (Mass.)–L., 1980.
С.И.Бажов

Научно-технический словарь:

СТРУВЕ (Struve) Фридрих Георг Вильгельм фон (1793-1864), немецкий астроном, работавший в России и занесший в каталог более 3 000 звезд, включая многие ранее не обнаруженные ДВОЙНЫЕ ЗВЕЗДЫ. В 1839 г. стал одним из первых астрономов, измеривших ПАРАЛЛАКС звезды Вега. Его сын, Отто Вильгельм фон Струве (1819-1905), сменил его на посту директора Пулковской обсерватории под Петербургом. Отто Вильгельм Струве открыл спутник Урана. Внук Фридриха, Отто Струве (1897-1963), был директором (1932-47) Йеркской обсерватории и профессором астрофизики в Калифорнийском университете (1950-59). Сделал важные открытия в изучении эволюции звезд и лучевых скоростей.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru