Определение слова «синтоизм»

Толковый словарь Ефремовой:

синтоизм м.
Средневековая религия японцев, впоследствии принявшая форму культа императора (до 1945 г. — государственная религия Японии).

Большой энциклопедический словарь:

СИНТОИЗМ (от япон. синто, букв. — путь (учение) богов) — религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Высшее божество — Аматэрасу, ее потомок — Дзимму. В 1868-1945 государственная религия.

Словарь по культурологии:

(яп. синто, букв. – путь (учение) богов) – религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Высшее божество – Аматэрасу. В 1868 – 1945 гг. – государственная религия.

Большой словарь иностранных слов:

СИНТОИЗМ и СИНТО [яп.] – древняя религия японцев, впоследствии принявшая форму культа (обожествления) императора; распространена в Японии наравне с буддизмом.

Советская историческая энциклопедия:

(от япон. синтопуть богов) — одна из наиболее распространенных (наряду с буддизмом) религий совр. Японии. С. возник из древнего культа одухотворения природы и обожествления умерших предков. Сложившись в процессе объединения культов отд. родов (племен), С. первоначально получил распространение в Юго-Зап. и Центр. Японии и нашел выражение в преклонении перед силами природы, представляемыми в виде окружающих человека бесчисленных духов, влиятельных богов (ками), среди к-рых особое место занимала богиня солнца — Аматэрасу. По синтоистическому учению, человек ведет свое происхождение от одного из богов (ками), душа умершего при определенных обстоятельствах способна стать таким ками. В свою очередь, ками обладает способностью воплотиться в любой ритуальный предмет — меч, зеркало, фигурку бога, дощечку с именем божества — и такой предмет (синтай) превращается в объект поклонения. На терр. Японии обнаружены предметы древнего религ. культа — ритуальные мечи, колокольчики, бронз. зеркала (1-3 вв.), к-рые употреблялись на синтоистских праздниках (мацури), во время священных танцев (кагури), ими отгонялись злые духи (матацухи) с одновременным произнесением заклинаний против засухи и неурожая. При этом синтоистская служба, как и сейчас, состояла из 4 элементов — очищения (хараи), жертвоприношения (синсэй), краткой молитвы (норито) и возлияния (наораи).
=====
С 5-6 вв. императорский двор взял на себя руководство деятельностью гл. синтоистских храмов; наиболее важные синтоистские обряды начал совершать сам император, объявленный в 7 в. верх. жрецом религии. Отсутствие единой канонич. синтоистской лит-ры было возмещено созданием в 7-8 вв. сборников древних ист. мифов, легенд и сказаний — Кодзики и "Нихон сёки", в к-рых, в частности, повествуется о том, что праправнук богини Аматэрасу мифич. император Дзимму стал первым земным императором — основателем япон. империи.
=====
Проникновение из Кореи и Китая в Японию буддизма (с 6 в.) постепенно ликвидировало монопольное положение С. В период расцвета япон. феодализма (10-16 вв.) буддизм играл преобладающую роль в религ. жизни страны, С. подвергся его сильному влиянию. Постепенно многие японцы стали исповедовать две религии (напр., браки, рождение ребенка, местные праздники обычно отмечались в синтоистском храме, а поминально-заупокойный культ совершался преим. по правилам буддизма).
=====
В 17-18 вв. по инициативе группы ученых во главе с М. Камо (1697-1769), Н. Мотоори (1730-1801) и др. была создана и развернула свою деятельность т. н. "историческая школа", к-рая поставила своей целью укрепить С., возродить культ и всю полноту реальной власти императора. Учение "исторической школы" заложило идеологич. основу для движения против сёгуната и сыграло важную роль в подготовке незавершенной бурж. революции 1867-68.
=====
После революции 1867-68 и до кон. 1945 С. пользовался наряду с буддизмом покровительством императора и пр-ва, синтоистские и буддистские священники были названы "учителями религии и морали". В 1875 был опубл. императорский указ об установлении ритуалов и церемоний в синтоистских храмах, к-рым была оказана гос. поддержка. Для императорской семьи стало традицией посещение храма Дзингу, построенного в честь богини Аматэрасу (в Исэ), храмов Мэйдзи и Ясукуни (в Токио). Регулярное посещение синтоистских храмов, как и буддийских, было вменено в обязанность школьникам и служащим гос. учреждений. Накануне 2-й мировой войны япон. военщина широко использовала С. для разжигания крайне шовинистических и милитаристских настроений, беспрекословного подчинения указам императора и всем, кто выступает от его имени. Синтоистская доктрина "Хакко итиу" ("Восемь углов под одной крышей") стала использоваться как призыв к распространению власти япон. императора над всем миром. Во время 2-й мировой войны С. с его культом непогрешимого императора всячески помогал укреплению монархич. власти, пропаганде шовинизма и агрессии.
=====
Поражение империалистич. Японии во 2-й мировой войне подорвало престиж С., скомпрометировавшего себя связями с япон. военщиной. В дек. 1945 синтоистские учреждения были отделены от гос-ва, часть синтоистской лит-ры была запрещена, священники потеряли свой прежний офиц. статут. 1 янв. 1946 япон. император публично отказался от своего "божественного" происхождения. Однако в последующие годы С. постепенно стал оправляться от поражения, несколько модернизировал свое учение. С осени 1951 япон. император и премьер-министр возобновили регулярное паломничество в храмы Дзингу, Мэйдзи и Ясукуни. Свадьба наследного принца Акихито (апр. 1959) по решению пр-ва была проведена с соблюдением синтоистских обрядов. В дек. 1966 решением пр-ва был восстановлен в качестве нац. праздника прежний "день основания империи" — кигэнсэцу (11 февр.) (день, когда по синтоистским мифам Дзимму в 660 до н. э. вступил на престол). В стране увеличилось число действующих синтоистских храмов и их служителей. По офиц. статистике, в 1961 в Японии было 80 591 синтоистский храм (с 198 548 служителями), к-рые, по явно преувеличенным данным, посещает ок. 79 млн. верующих. Демократич. силы страны проявляют бдительность и дают отпор попыткам правящих кругов снова использовать С. для разжигания человеконенавистнического шовинизма и идейной подготовки новой войны.
=====
Лит.: Пинус E. M., Древние мифы япон. народа, в кн.: Китай. Япония. История и филология, М., 1961; Латышев И. A., О роли религии в политич. жизни Японии, в сб.: Современная Япония, М., 1964.
=====
А. Н. Романов. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

синтоизм
СИНТОИЗМ -а; м. Государственная религия Японии с 1868 по 1946 г. (первоначально — средневековая религия с элементами обожествления императорской династии).
Синтоистский (см.).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
синтоизм, -а

Новейший философский словарь:

СИНТОИЗМ (япон. «синто»путь, учение богов) — традиционно сложившаяся и наиболее распространенная (наряду с буддизмом) религия в Японии. Основой С. послужили первобытно-общинные представления о существовании множества богов (ками) в образах животных (преимущественно лисиц), растений, камней, явлений природы, а также о людях (гл. обр. умерших), якобы обладающих сверхъестественной силой. Согласно С, человек происходит от одного из этих богов, среди которых наибольшим предпочтением пользуется богиня Солнца — Аматерасу, а император (микадо) считается потомком Аматерасу и ее представителем на земле, родоначальником всех японцев, и только через него, согласно идеям С, осуществляется связь людей с божествами. Приверженцы С. верят, что душа умершего при определенных условиях может стать ками, способным в свою очередь воплотиться в синтай — ритуальный предмет (меч, зеркало, фигурка Бога, дощечка с его именем и др.), которые становятся объектом поклонения. Основными элементами службы в С. являются очищение (хараи), жертвоприношение (син-сэй), краткая молитва (норито) и возлияние (наораи). С проникновением в Японию буддизма (с 6 в.) С. теряет монопольное положение. В результате соперничества С. и буддизма духовенство обеих религий пришло к соглашению, по которому боги С, признаются аватарами (см. АВАТАРА) различных персонажей буддизма. В результате часть японцев фактически исповедует две религии: благословение новорожденных, брак, местные праздники отмечаются в синтоистском храме, а поминально-похоронные обряды совершаются преимущественно по буддийским канонам. В 17-18 в. в. активно действовала т.наз. «историческая школа» (М. Ка-мо, Н. Мотоори и др.) с целью укрепить С. и возродить культ императора. С 1868 (после революции 1867-1868) С. был провозглашен государственной религией и формально таковой считался до 1945. Поражение Японии во второй мировой войне подорвало авторитет С. с его культом императора. В декабре 1945 синтоистские учреждения были отделены от государства, а 1 января 1946 японский император публично отказался от своего «божественного» происхождения. Однако в 1966 (декабрь) правительство Японии восстановило в качестве национального праздника прежний день основания империи (11 февраля 660 до н.э.). Число приверженцев С. в современной Японии невелико.

Новая философская энциклопедия:

СИНТОИЗМ (от япон. синто«путь богов») в Японии – религиозно-мифологический и ритуально-практический комплекс, связанный с почитанием богов ками. Истоки синтоизма – народные верования, мифы и ритуалы древней Японии; как учение синтоизм складывался начиная с 7–8 вв. под влиянием буддизма [БУДДИЗМ], конфуцианства и даосизма [ДАОСИЗМ]. Синтоизм не имеет фиксированной догматики и канонического священного писания. Основными источниками считаются мифолого-летописные своды «Кодзики» («Записи о деяниях древности», 712) и «Нихон секи» («Нихонги», «Анналы Японии», 720), а также «Фудоки» («Описания нравов и земель»); молитвословия норито и указы сэммё (сохранились в составе церемониальных уложений и летописных текстов); памятники древней и средневековой японской поэзии (антология «Манъёсю» и др.), прозы (моногатари), дневниковой литературы и др. Отдельные аспекты практики синтоизма восстанавливаются по данным археологии и этнографии. Различается храмовый, школьный и народный синтоизм.
История синтоизма начинается с периода Яёй (3–2 вв.). Древнейший синтоизм трактуется как комплекс верований родоплеменных объединений (удзи), возводивших свое происхождение к родовому божеству (удзигами), и включает промысловые и земледельческие культы, элементы шаманизма, а также мифы (космо- и теогонию, мифологическую генеалогию богов и их потомков – легендарных государей). С формированием японского государства синтоизм складывается как религия, центр которой – государь «страны Ямато», потомок богини солнца Аматэрасу. Первые письменно зафиксированные мифы отражают борьбу традиции Ямато с местными традициями других областей (в конечном счете подчинившихся Ямато). Начиная с 6 в., в ходе китаизации японского государства, синтоизм переживает влияние буддизма в области ритуала; письменная фиксация мифов и легендарной истории осуществляется совместными усилиями ученых-книжников, получивших китайское образование, и носителей устной островной традиции. Воспринимавшийся первоначально как культ заморского ками, буддизм в 7–8 вв. занял место объединяющей общегосударственной религии, готовой заменить прежние связи «человек – род» связью «человек – государственный центр»; однако синтоизм сохранил свое значение основного источника легитимации власти государя – потомка богов. Закладываются основы характерного для Японии позднейших веков культурного и религиозного полиморфизма: семейный и социальный коды определяются конфуцианством, концепция времени, динамики природной и телесной человеческой жизни берется из даосского учения, индивид как предмет религиозной и государственной заботы выделяется буддизмом, который указывает ему место и цель в государственном и космическом целом, и все эти координаты накладываются на собственно японский базис, определяемый через синтоизм (мир и человек как вместилища для божества, система отношений, в центре внимания которой – ками, их влияние на земную жизнь, необходимость их почитания и связанные с ними ритуально-практические задачи человека).
В 9–12 вв. (период Хэйан) формируется синто-буддийская синкретическая религия, основанная на концепции «хондзи-суйдзяку», – ками понимаются как воплощенные будды. Синтоизм и буддизм имеют общие храмы; сооружение буддийских храмов не мыслится возможным без согласия местного ками; вместе с тем, для части синтоистского жречества буддизм остается табуированным, а буддийская задача «защиты страны» часто понимается как задача усмирения, подчинения ками. Рёбу-синто («Путь богов [в смысле] двусторонней [мандалы]»), одно из синто-буддийских течений, сложившееся под влиянием буддийской школы Сингон, соотносит два аспекта природы будды – абсолютный и эмпирический, представленные двумя мандалами («миром – алмазным жезлом» и «миром – материнским чревом»), с двумя составляющими храмового пространства синтоизма («внутренним» и «внешним» храмами святилища Исэ), а богиню Аматэрасу считает воплощением Махавайрочаны – «Великого солнечного будды». Санно-синто («Путь богов [в смысле] горного государя»), другое синкретическое движение, опиравшееся на учение буддийской школы Тэндай (ср. Тяньтай школа [ТЯНЬТАЙ ШКОЛА]), трактовало различные объекты почитания синтоизма (места пребывания ками) как множество форм воплощения единственной истины будды.
В 13–15 вв. (периоды Камакура и Муромати) особую роль приобретают местные культы богов-предков влиятельных феодальных домов, а также воинские культы (божество Хатиман и др.). Предпринимаются попытки построения догматики синтоизма без опоры на буддийские положения; получает распространение текст «Синто гобусе» («Пятичастное писание пути богов») и школа, развивающая положения этого текста, Исэ-синто (Ватараи-синто). Китабатакэ Тикафуса (1293–1354), представитель этой школы, основным предметом почитания полагает само японское государство как «страну богов» и государя как ками на земле. Ёсида Канэтомо (1435–1511), принадлежавший школе Ёсида синто (Урабэ синто), ставил целью обосновать превосходство синто (восходящего к «веку богов», предвечного учения) над буддизмом и конфуцианством (учениями, созданными людьми уже в пределах «этого мира»).
В 17–18 вв. (период Токугава) предпринимаются попытки синтеза синтоизма с неоконфуцианством [НЕОКОНФУЦИАНСТВО]в интерпретации Чжу Си [ЧЖУ СИ](учением, претендовавшим на роль господствующей идеологии вновь объединенного государства, возглавляемого сёгуном). Фудзивара Сэйка (1561–1619) и Хаяси Радзан (1583–1657) развивали мысль о тождестве «пути богов» и ри (китайского ли-принципа, мирового порядка, имеющего как космическую, так и личностную этическую значимость). Почитание ками как прародителя, главы рода и государя как родового ками всей страны выводится из конфуцианских категорий сыновней почтительности (сяо ти) и верности. Ёсикава Корэтару (1616–90) проводит параллели между космогонией японских мифологических сводов и неоконфуцианскими построениями, касающимися «великого предела» (тай цзи [ТАЙ ЦЗИ]). Ямадзаки Ансай (1619–82) строит единую синто-конфуцианскую этику, в которой высокий статус человека-обитателя страны богов – обосновывается исходя из конфуцианских гражданских добродетелей. «Фукко-синто» («Восстановленный путь богов») связан с деятельностью Кокугаку-ха («школы национальной науки») и ее основателя Мотоори Норинага (1730–1801). Обновление синтоизма началось с изучения «Кодзики» и других древних текстов, впервые осмысленных как вероучительный источник, и привело к концептуальному завершению синтоизма как религиозного учения, включающего предание и священную историю, теоретически осмысленную ритуалистику и нормативную этику. Один из последователей Мотоори Норинага, Хирата Ацутанэ (1776–1843), сформулировал отношение синтоизма к христианской проповеди в Японии, к вопросам о творении и творце, бессмертии души и др. К 19 в. относится возникновение школ синтоизма – институциализированных групп, придерживавшихся той или иной трактовки учения или практики: Куродзуми-кё, Конко-кё, Тэнри-кё, Идзумо-ясиро-кё и др.
После реставрации Мэйдзи (1868) предполагалось возродить синтоизм как государственный культ, неотделимый от самой японской государственности; в первой половине 20 в. синтоизм был положен в основу тоталитарно-националистической идеологии. В послевоенные годы, с отделением религии от государства, он постепенно стал терять значение как религиозное движение. В 1980–90-е гг. синтоизм как основа японской национальной ментальности и как живая традиция находится в центре историко-культурных, идеологических и др. дискуссий.
Научные исследования синтоизма начались в кон. 19 – нач. 20 в. Осмысление его как специфической религиозно-практической и мировоззренческой реальности стало возможно благодаря трудам Цуда Сокити, Янагида Кунио, Оригути Синобу и их последователей. К синтоистской проблематике так или иначе обращается большинство современных японских философов, историков культуры, политологов и др. Мотивы, восходящие к синтоизму как основе японской традиции, оказались значимыми для некоторых западных философов 20 в. (М.Хайдеггер, Р.Барт).
Синтоизм не имеет фиксированной догматики; формулировки теоретического характера в большинстве своем имеют буддийское или конфуцианское происхождение. Природа богов и связь между богами и людьми, как правило, мыслится как трудновыразимая и осуществимая преимущественно в действии (обрядовом и обиходном, включая сакральную поэтическую речьмолитвы и песни). Изложение мифологии синтоизма допускает множество вариантов сюжета, даже в пределах одного свода, ритуал различается у разных школ и в разных святилищах. Картина мировоззренческих установок синтоизма, получаемая реконструктивным путем, неизбежно носит схематический характер.
Боги ками – многочисленны (говорится о «восьмиста мириадах божеств»), невидимы (скрывают свое местообитание), не имеют фиксированных тел. Мифы синтоизма включают возникновение («становление») нескольких групп божеств, носителей порождающей (связывающей) силы (мусуби), не имеющих ни пола, ни облика. Первоначальный этап теогонии завершается парой богов Идзанаги и Идзанами, далее следует их божественный брак, порождение (или изготовление) мира (богов и островов), смерть богини Идзанами, нисхождение бога Идзанаги в страну мертвых и бегство оттуда, распределение мира (неба, земли, моря) между младшими детьми Идзанаги (Аматэрасу, Сусаноо, Цукуёми), состязание Аматэрасу и Сусаноо, бесчинства Сусаноо и его изгнание с неба, сокрытие солнца-Аматэрасу в небесной пещере и ее выманивание-вызволение, подвиги Сусаноо на земле, драконоборство и брак с земной девой-божеством и др. Мироустроение связано с усмирением «земных» божеств, его центральный этап – сошествие на землю Ниниги, внука небесной владычицы Аматэрасу, открывающего легендарную генеалогию японских государей.
Отношение людей с богами строится через посредничество государя (он же божество и верховный жрец); категория «мусуби», описывающая действия божества по отношению к миру, может обозначать и действия жреца по отношению к божеству («связывание», привлечение или усмирение, в большой мере основанное на силе слова, священной речи). Центральным является противопоставление чистого и нечистого, ритуал очищения (р-хараи) и представление о татары – различных, как правило разрушительных, действиях божества, требующих от человека некоторой реакции (умилостивления, усмирения ками). В качестве этической и одновременно космологической категории выступает макото-но-кокоро («истинная сердцевина»), соотносимая с ками внутри отдельного человека, зверя, предмета и др.
Природа человека определяется наличием невидимой отличной от тела души – тама, аналога или зачатка ками в человеке. Возникновение людей мыслится скорее в терминах порождения нежели сотворения. Люди делятся на потомков небесных богов, потомков «внуков небесных богов», потомков земных богов или потомков чужеземцев. Наряду с родовыми богами – удзигами существуют «человеческие» боги – хитогами: божества, выбирающие своим местопребыванием тело отдельного человека (их присутствие проявляется в одержимости и составляет основу различных шаманских практик). Коллективно-родовой характер синтоизма сказывается в пристальном внимании к ситуации рождения человека, его вступления в общину (инициация), к поддержанию его жизни (хозяйственная обрядность, лекарская магия) и в сравнительно безразличном отношении к смерти отдельного человека (погребение и посмертная судьба традиционно находятся в ведении буддизма). В то же время, почитание «предков» как своего рода коллективных защитников семьи и общины – существенная часть культа синтоизма. Особо выделено почитание грозных зловредных духов – горе (душ людей, погибших злой, Насильственной или несправедливой смертью). В ряде случаев дух умершего человека становится общим почитаемым ками (поэт 9 в. Сугавара Митидзанэ, обожествленный как Китано-Тэндзин, покровитель учености и изящной словесности; солдаты 1-й и 2-й мировых войн, почитаемые как божества святилища Ясукуни). Тама, душа, есть не только у человека: ее вместилищем (местом невидимого пребывания божества) может стать и священный предмет, и камень, Дерево, остров, участок побережья; особый круг верований связан с «душой слова» (котодама).
Обожествление явлений и объектов природы как вместилищ божеств, особый «ландшафтный» тип религиозности, в пределе означает почитание как священной всей территории Японских островов («страны богов») и всего японского народа. Способы реализации этого верования могут быть различными – от национал-шовинистического мифа, завершившегося катастрофой середины 20 в., до особых экологических стратегий мышления и действия, способных в век интернационализации стать специфически японским вкладом в мировое идейное наследие.
Литература:
1. Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках. Л., 1927, репринт. М., 1991;
2. Манъёсю. Пер. и комментарий А.Е.Глускиной. М., 1971;
3. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М., 1972;
4. Мещеряков А.Н. Древняя Япония – буддизм и синтоизм. М., 1987;
5. Он же. Герои, творцы и хранители японской старины. М., 1988;
6. Кодзики. Записи о деяниях древности. Свиток 1, пер. и комментарий Е.М.Пинус. СПб., 1994;
7. Свитки 2 и 3, пер. и комментарий Л.М.Ермаковой и А.Н.Мещерякова. СПб, 1994;
8. Кокинвакасю: собрание старых и новых песен Японии, пер. А.Долина, т. 1–3. М., 1995;
9. Hori I. Folk Religion in Japan. Tokyo, 1968;
10. Spae J.J. Shinto Man. Tokyo, 1972;
11. Anesaki Masaharu. History of Japanese Religion. Rutland – Tokyo, 1980;
12. Blacker Carmen. The Catalpa Bow. A Study of Sliamanistic Practices in Japan. L., 1986;
H.H.Трубникова

Краткий религиозный словарь:

Религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Высшее божество — Аматэрасу, ее потомок — Дзимму. С 1868 по 1945 синтоизм являлся государственной религией Японии. Термин "Синто" означает "Путь богов". Основы

Социологический словарь:

СИНТОИЗМ (от японск. синто — путъ, учение богов) — англ. shinto — ism; нем. Sintoismus. Традиционная религия, распространенная в Японии, сложившаяся на основе древних анимистических культов, шаманства и буддизма. Для С. характерно обожествление императорской семьи.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru