Определение слова «ШТУМПФ»

Большой энциклопедический словарь:

ШТУМПФ (Stumpf) Карл (1848-1936) — немецкий психолог, философ, музыковед. Представитель феноменологии. Предвосхитил основные идеи гештальтпсихологии. Основные труды: "О психологическом происхождении пространственных представлений", "Психология музыкальных восприятий" (т. 1-2).

Новая философская энциклопедия:

ШТУМПФ (Stumpf) Карл (21 апреля 1848, Визентхайд, Бавария – 25 декабря 1936, Берлин) – немецкий философ и психолог. Обучался праву в Вюрцбурге. Под влиянием Ф.Брентано обратился к философии и психологии. Защитил диссертацию (1868) по теме «Платон и теория блага». Г.Фехнер ввел Штумпфа в область экспериментальной психологии. В 1873–79 – профессор кафедры философии в Вюрцбурге (по рекомендациям Брентано и Лотце), в 1879–84 – в Праге, в 1884–89 –в Галле, в 1889–93 – в Мюнхене. В 1894–1923 – в Берлине. В 1907–08 – ректор Берлинского университета. По рекомендации Брентано в 1886 к Штумпфу в Галле на должность приват-доцента приехал Э.Гуссерль (свои «Логические исследования» он посвятил Штумпфу). В 1896 Штумпф вместе с Т.Липпсом организовал в Мюнхене Третий международный конгресс по психологии. Являлся основателем Архива фонограмм (мелодии и ритмы примитивных народностей, фольклористика), а также «Общества детской психологии» (Gesellschaft fr Kinderpsychologie). Основной труд Штумпфа – «Психология музыкальных восприятий» (Tonpsychologie, 1883, Bd. 1, 1890, Bd. 2).
Согласно Штумпфу, психология (называемая им феноменологией) есть пропедевтическая фундаментальная наука (Vorwissenschaft), построение которой станет основой частных наук о природе и человеке. Ее задачаописание, эмпирическое исследование т.н. «первичных» и «вторичных» феноменов, а также «психических функций», вне зависимости от их причинных отношений. Феномены не подлежат сведению к более элементарным элементам в силу присущих им структурных свойств. Тематическая область «феноменологии» разделяется Штумпфом на три основные части: 1) «феномены» – содержание чувств или воображения; 2) «психические функции» – восприятие, воление, желание и проч.; функции в свою очередь подразделяются не «интеллектуальные» (восприятие, разумение и суждение) и «эмоциональные» (аффективные, представленные биполярными отношениями: «радость–горе», «поиск–избегание»); 3) «имманентные отношения» между функциями и феноменами. В 1907 и 1916 Штумпф вводит понятие «ощущение чувств» (Gefhlsempfindungen): ощущение, содержанием которого является чувство.
Брентано и Штумпфа иногда называют основателями т.н. «функциональной психологии»: центральным является различение между актом (напр., слышания) и содержанием. Штумпф выступает против жесткого различения между психическими и физическими феноменами: акт ощущения имеет физическую природу («функция» – всегда является физической), содержание же его «феноменологично». Новое по отношению к Брентано заключалось в том, что в «психологию актов» был введен метод эксперимента. Идеи Штумпфа были подвергнуты критике Гуссерлем и Вундтом.
Одним из главных понятий психологии звука Штумпфа является «сплавление» звуков: множественность звуков, которые в сознании образуют единство, целое созвучие. Диссонанс – «индивидуация» звуков из этого единства. Среди закономерностей «слияния» Штумпф выделял следующие: степень слияния не зависит от (области) звука, его силы; степень слияния двух звуков не зависит от удовольствия, вызываемого третьим, четвертым и т.д. звуками; слияние сохраняется (в т.ч. и по своей силе) также и в том случае, если оба звука воспи-ринимаются левым и правым ухом соответственно. Влияние Вундта способствовало закреплению за психологией статуса самостоятельной эмпирической дисциплины; его идеи развивали такие психологи, как К.Коффка и В.Кохлер.
Сочинения:
1. ber den psychologischen Ursprung der Raumvorstellung. Lpz., 1873;
2. Leib und Seele. Lpz., 1903;
3. Erscheinungen und Funktionen. В., 1907;
4. Zur Einteilung der Wissenschaften, 1907;
5. Philosophische Reden und Vortrge. Lpz., 1910;
6. Franz Brentano. Mnch., 1919;
7. Gefhl und Gefhlsempfindung, 1928;
8. Erkenntnislehre, 1939–40, Bd. 1–2;
9. Душа и тело. – В сб.: Новые идеи в философии, сб. 4. СПб., 1913;
10. Происхождение музыки. Л., 1927.
Литература:
1. Die Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellung, vol. V. Lpz., 1924, S. 205–265;
2. Явления и психические функции. – В сб.: Новые идеи в философии, сб. 4. СПб., 1913;
3. Кунцман А.И. Психология мышления Фр.Брентано, Г.Уфуэса, Э.Гуссерля и К.Штумпфа. – В сб.: Новые идеи в философии, сб. 16. СПб., 1916.
И.А.Михайлов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru