Определение слова «Штокхаузен К.»

Музыкальная энциклопедия:

(Stockhausen) Карлхайнц (р. 22 VIII 1928, Мёдрат, близ Кёльна) — нем. композитор, пианист, дирижёр, муз. писатель и педагог (ФРГ). В 1947-1951 занимался в кёльнской Высшей муз. школе по классу фп. у X. О. Шмидт-Нойхауза, по муз.-теоретич. предметам — у Г. Шрёдера. Одноврем. изучал философию, филологию и музыковедение в Кельнском ун-те. Брал уроки композиции у Ф. Мартена, в 1951 учился на Дармштадтских курсах совр. музыки, в 1952 — в Парижской консерватории у О. Мессиана (муз. анализ и муз. эстетика). В 1954-56 прошёл курс фонетики, теории информации и коммуникативных исследований в Боннском ун-те. С 1953 сотрудник Студии электронной музыки Кёльнского радио (с 1963 руководитель). В 1954-59 выступал на страницах журн. "Die Reihe" (Вена) с работами, посв. серийной и электронной музыке. С 1953 доцент Дармштадтских курсов, вёл курс композиции в ряде ун-тов США. В 1963-68 рук. основанных им Курсов новой музыки (Кёльн), а также междунар. группы исполнителей электронной музыки. В 1971-77 профессор кёльнской Высшей муз. школы. С 1958 выступает как дирижёр, пианист и звукорежиссёр с исполнением собств. соч. в разл. странах.

Ш. — один из наиболее влиятельных представителей совр. муз. авангардизма. Уже в первых своих соч. ("Перекрёстная игра", "Контрапункты") он отходит как от тонального мышления, так и от серийной техники, выдвинув на передний план муз.-акустич. задачи. Ш. проводит эксперименты с движущимися источниками звука, пытаясь утвердить независимость и эстетич. самоценность отд. параметров муз. звука (тембр, высота, длительность звучания). Гл. целью своих композиций считает "объединение звуков", в к-ром доминирующую роль играет алеаторное (см. Алеаторика) распределение муз. элементов. Ш. широко пользуется приёмами коллективной исполнительской импровизации с привлечением разнообразной технич. аппаратуры. В своих соч. добивается пространственно-звуковых эффектов, иногда грубо натуралистических, чаще — окрашенных в фантастич. звуковые "цвета". Тяготеющее к "космической мистериальности" творчество Ш. представляет собой в большой степени результат его рационалистич. концепций, в основе к-рых лежат философские, психологич., медицинские, муз.-технологич. задачи. Нек-рые произв. получили сценич. интерпретацию в качестве балетных или вок.-танц. пост. ("Гимны" и др.). Во франц. городе Экс-ан-Прованс Междунар. центром по изучению совр. музыки с 1977 проводятся семинары "Музыка Ш." (худ. рук. К. Самюэль). В 1978 в итал. городах Брешиа и Бергамо состоялся 1-й Междунар. конкурс композиторов имени Ш.
Литературные сочинения: Texte, Bd 1-Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik..., Kцln, 1963, Bd 2 — Texte zu eigenen Werken. Zur Kunst Anderer. Aktuelles..., Kцln, 1964, Bd 3 -Texte zur Musik 1963-1970..., Kцln, 1971, Bd 4 — Texte zur Musik 1970-1977..., Kцln, 1978; Сott J., (Stockhausen K.), Conversations with the composer, N. Y., 1973.
Литература: Житомирский Д., Музыкальный "авангард" в раздумье о своих путях, в сб.: Современное буржуазное искусство. Критика и размышления, М., 1975; Матвеев В., Матвеева С., Эволюция музыкального авангарда и его отношения к публике, там же; Михайлов А. В., Некоторые мотивы музыкального авангардизма. Карлгейнц Штокгаузен, в сб.: Искусство и общество, М., 1978; Messian О., Musikalisches Glaubenbekenntnis, "Melos", 1958, Jahrg. 25, No 12; Sсherchen H., Stockhausen und die Zeit, "Gravesaner Blдtter", 1959, Bd 4, No 13; Wцrner K. H., Karlheinz Stockhausen. Werk und Wollen, Rodenkirchen, 1963; Dibelius U., Moderne Musik 1945-1965, Mьnch., 1966, 1972; Cage J., Notations, N. Y., 1969; Pousseur H., Fragments thйoriques I sur la musique expйrimentale, t. 1, Briix., 1970; Сardew C., Stockhausen serves imperialism, L., 1974; Harvey J., The music of Stockhausen. An introduction, L., 1975; Maсonie R., The works of Karlheinz Stockhausen, L., 1976.
A. M. Кузнецов.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru